Форум » Разное » О чём повествуют колядки? » Ответить

О чём повествуют колядки?

zinchenko_tanya: О культуре древних славян мы знаем главным образом по сохранившимся религиозным текстам. Наиболее торжественным, ярким и самым древним был дохристианский обряд колядования. У многих славянских народов колядою назывался и сам праздник ,а Коляду изображал сноп или соломенная кукла. В колядках поражает обилие мотивов, проанализировав их я пришла к выводу, что наши далекие предки рассказывают нам о первых формах организации общества .Все примеры я взяла из книг: «Обрядовая поэзия» Москва «Современник»1989г. , «Русская народная поэзия» обрядовая поэзия Ленинград «Художественная литература» 1984г. Цивилизации зависят от природных условий, которые были условием их существования. Сама родовая община наших предков располагалась «по полю, да по полю широкому» Это были небольшие поселения площадью « на70 верстах ,да 80 столбах», окаймлённые с одной стороны горами «за горою за крутою» «да высоко на горе» и охватывало бассейн реки « за рекою за быстрою», где «стоят леса дремучие». Община имела своё центральное строение «двор он не мал не велик» крепость, «а вокруг двора железный тын» .Могучие стены, окружавшие холм цитадели не правильным овалом « Он и тыном обтынен и кольцом обведен» имели высокий и очень толстый цоколь, сложенный из крупных камней и верхняя часть стены из сырцовых кирпичей, укрепленных деревянными балками . Чтобы проникнуть в крепость надо пройти двое ворот «Коляда отпирай ворота» и перед нами дворец, «большой дом» т. е. «стоят три терема златоверхие». Часть парадных помещений была украшена: «на каждом столбе по маковке, на маковке по замчужке, на замчужке по ленточке, на ленточке по кисточке»Внутренний двор крепости выстлан « травой шелковой» и садом, где растёт «Виноградье красно- зеленое мое» . В первом доме жили главы домашней общины « Светел месяц-то хозяин во дому, красное солнышко –то хозяюшка» и их дети «часты звёздочки - малы деточки»Они же являлись жрецами культа домашних богов: род, рожаницы ,богини –матери и духов предков ,которые изображались ряженными и представлялись в зооморфных образах «конь», «коза», «медведь» . Второй дом - храмовый терем. Здесь гадали, предсказывали судьбу в форме примет истолкований и в форме колдовства «и выкини мати опутинку, чтоб было чем опутать ясна сокола моего жениха»- к свадьбе, к бедности и вдовству: «обулся не так, заехал в ухаб – не выехать никак», к болезни к покойнику: «идет смерть по улице ,несёт блин на блюдице».В храмовом тереме находился жертвенник богам, где произносились клятвы, призывая в свидетелей богов(если не было других свидетелей) и разбирались тяжбы «суды судите и ряды рядите»В древнем селении имелась своя жрица, игравшая не только культовую ,но политическую и хозяйственную роль. Третьим теремом златоверхим- была хозяйственная секция дворца с кладовой и кухней. На взрослого мужчину приходился участок земли ,который возделывался. «Зароди ему бог да пшеницы копну» «рожь родилась ,сама в гумно свалилась из колоса - осьмина, из полузерна - пирог».В личной собственности семьи было движимое имущество и скот «тому – двор бы скота : 90 быков 150 коров»В условиях специализации в области земледелия, скотоводства, так и ремесла общинники принимали участие в торговле «на базар уехала торги торговать. товар закупать» «жене везет шубу, сынам по добру коню, своим служанкам по сапожкам» В тоже время были обычаи взаимопомощи более богатых семей менее состоятельным «полно коляду томить, пора подарить, подай нам хозяин подачу ни малу ,ни велику либо ставец круг, либо денег рубль» «наделяй-ко нас колядовщиков с печи пирогом, вы нас будите дарить, мы вас будем хвалить.» Коляда приобретает в некоторых песнях человеческие (антропоморфные) черты –она ищет двор хозяина и приходит к нему. В функции коляды входило предстоять перед богами от лица родовой общины и совершать обряды, магически олицетворяя её плодородие и благополучие, осуществлять суд и взаимопомощь между членами общины, чтить предков и предсказывать будущее. Колядки повествуют об общине.как об аминистративно- территориальной единицы ,которая была самостоятельным социальным организмом. Татьяна.

Ответов - 1

zinchenko_tanya: Купальские обрядовые песни донесли до нас , из глубины веков, древние законы наших предков и говорят о правовом положении общинников. По содержанию они представляют собой различные правовые нормы и отражают архаичные общественные отношения. Карательные нормы составляют основные тексты законов. Смертью караются : ритуальные преступления ,половые преступления, действия направленные против власти . . «Зарождались три ведьмы на Ивана Купала: первая ведьма закон разлучает, другая ведьма коров закликает( заклинать, портить),третья ведьма залом ломает.(Залом- несколько перевитых стеблей растущий ржи или другого хлеба с целью злого колдовства).»Наказание: «Первой ведьме, что закон разлучает, её по уши в землю ,ей прощения нет. Другой ведьме, что коров закликает ту по плечи в землю, ей прощения нет. Третью ведьму, что залом ломает, ту по пояс в землю ей прощения нет». Смертная казнь заменялась изгнанием из общины: « Вы катитесь, ведьмы, за мхи, за болоты ,где люди не бают ,собаки не лают, куры не поют,- вам там и место».Запрещались половые отношения между братом и сестрой «Ох . брат сестру ко двору кличет ,загубить хочет» В купальских песнях говорится о Иване да Марье, которые не знали о том что они брат с сестрой и согрешили, за что и были превращены в цветок. Законы стоят на страже устоев семьи и в купальских песнях отмечаются разнообразные аспекты положения незамужней девушки и жены: «Ну-те да вы ,девки, на купальню. Вам девки своя волюшка .Ажно женочкам воли нет».В случае совершение женщиной проступков наказание ей определял муж, но предварительно она должна была быть изобличена по суду .Уделяется большое внимание супружеской верности ,наказание зависело от воли оскорбленного мужа «Нелюб сидит косо глядит, косо глянет венок вянет» При выходе замуж невеста имела право на долю отцовского добра и получала возмещение своей доли в виде движимого имущества: «Дочек отдавать, пасаг делить» ( Пасаг- приданное).Каралось смертью и посев семян на уже засеянное поле, поэтому в купальских песнях смотрят поле: «Пойдем Иван жито глядеть ,чьё жито лучше всех?»Наказывалось и воровство «Первая душенька согрешила чужую телыньку подоила, этой душеньки нет спасения. Вторая душенька согрешила из хлеба стричку вынимала да в свою клеть запирала, этой-то душеньки нет спасения». Наказывалось и плохое отношение к детям « третья душенька согрешила, в утробе дитятку проклянула, этой-то душеньки нет спасения».Не наказывались обряды, где девушки собирали травы и «присушивали» парней: «Иван, Иван а что за зелье аирово коренье? – Девицкая красота, мальчоцкая сухота. Девицкое умывание, мальчоцкое воздыхание».Но на Ивана Купала отправлялись обряды « очищения» водой и огнем : люди купались в реке и прыгали через костер, где главную роль играет момент ритуальной нечистоты .Именно архаичностью общества и права объясняются законы ,дошедшие до нас в обрядовых купальских песнях. Татьяна. Литература: Обрядовая поэзия Москва «Современник«1989г. Русская народная поэзия Ленинград «Художественная литература» 1984г Русские народные песни Москва «Правда» 1988г..



полная версия страницы