Форум » Разное » Разгадка «Слово о полку Игореве» «по былинам сего времени» » Ответить

Разгадка «Слово о полку Игореве» «по былинам сего времени»

zinchenko_tanya: «Былины сего времени…» Каких только календарей не было у древних русичей! Автор «Слова…» производит счисление времени «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню». «… замышление» - это идея Бояна о том, что именно время и его свойства определяют границы и структурные части мира «серым волком по земли шизым орлом под облакы», его костяк «древо» и облик в целом. У наших далёких предков, как у всех народов, возникла потребность выработать свой календарь и освоить свои способы времяисчесления. Я попробую «состыковать» «былины» с древним календарем. Народный календарь изначально определялся сменой времен года. В определение сроков и продолжительности времен года русичи исходили из реальных климатических условий. Их весенние месяцы назывались: березозол, … травень. Они чутко следили за изменениями в природе. Былина, былинка, быльё – это давнишнее русское слово, которое обозначает трава, стебли травы. Тогда текст «по былинам сего времени» определяют настоящее время, когда укрытая в земле трава прорастает новой жизнью весной. В сущности, это были все те же идеи круговорота природных явлений. Игорь, по летописи, отправился в поход 23 апреля. В это время практически по всей территории Древней Руси был приурочен первый выгон скота в поле. Это христианский праздник Егория весеннего. «Егорий из - под спуда зелену травку выгоняет», в Егорьевских песнях пели «Матушке скотинке, чистая дорожка. Травка – муравка зелененький лужок». За всем этим можно усмотреть не только попытки древнего человека к относительно точному счислению времени, но и нечто не менее значительное: появление культа Велеса и ритуалов связанных с выгоном скота на выпас , с названием зодиакального созвездия Тельца (Буй Тура). Начиная песнь «по былинам сего времени» автор подтверждает дату Игорева похода ,отмеченную в летописи, только обозначает её по народному календарю. «Старые словеса» - слово «старый» имеет синоним ветхий. «В.И. Даль пишет: ветошь надо выжечь палом, а то не даёт расти молоди, т. е. речь идет о жухлой прошлогодней траве». Быльём поросло – что было давно. Ветхий завет – старый давний, древний, прежний. Тогда «старые словеса» - повествования об исторических событиях прошлых лет. Наряду с традиционными методами датировки возможен новый подход к проблеме датирования древних событий «по былинам сего времени» по народному календарю. Татьяна.

Ответов - 30, стр: 1 2 All

SS: Кто сможет дать интерпретацию фразы ниже из Слова? Почему «готские красные девы» и какое они имют отношение к половцам? Се бо готскїя красныя дЂвы, въспЂша на брезЂ синему морю: звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелЂютъ месть Шароканю.

zinchenko_tanya: Игорь в поход взял своего сына Владимира. В плену у половцев он женился на дочери половецкого хана Кончака « сокольца опутав красною девицею». Поэтому в «Слове..» много свадебных метафор. Если брак совершался через увоз, то жених представлялся похитителем, добывающий невесту мечом. Так было в начале похода « помчаша красныя девкы половецкыя, а съ ними злато и паволокы и драгыя оксамиты…» Случалось,что за невесту платили выкуп.Князь Владимир в 988г. «Корсунь же отдал грекам как вено за невесту». Плата отдавалась за «дивью красоту»- в фольклоре поэтическое воплощение девичества. Деньги,в то далекое время, были не только злато и серебро ,но и пушные звери. В свадебных песнях невесту представляли в образах соболя « Соболем Наташенька леса прошла, крыла леса алым бархатом, по пути катила крупным жемчугом», куницы «Черная куна, возле быстрой реки, не сиди, господин, во чужом пиру, снаряжай ты свадебку» (Русская народная поэзия. Ленинград 1984).В начале сватовства «дивичья красота» сидит на вершине дерева. «Цестна дивья-то красота, сидит на самых вершиноцках»(Русская свадьба. Москва.1985 стр. 144) В «Слове» «…збися дивъ ,кличет вверху древа», здесь сопоставлены два мотива, по сходству категорий действий. На вершине древа сидел «див» - половецкий разведчик, который подражая куницы или соболю « свистъ зверинъ въста» подавал голосом знаки о движении игорева войска «и поеха по чистому полю».Предупреждения предназначались для половцев ,живших на землях : 1-Влъзе, 2 –Поморию,3- Посулию,4 –Сурожу, 5-Коросуню ,6 – и тебе Тьмутороканьскый блъванъ. В летописи под 1185г. названы имена ханов, владеющими этими землями: «И сказал Игорь…что собрали на себя всю землю Половецкую» 1-Кончака, 2- Козу Бурновича, 3-Токсобича,4- Колобича,5-Етебича, 6- Тертробича. Если и в «Слове…» и в летописи земли и половецкие ханы перечислены в одном порядке то «Тьмутороканьский блъван»-Тертробич. Готы жили в Крыму «на брезе синему морю» и были соседями половцев :Сурож – ныне Судак в Крыму .Судя по тексту «Слова…» «Се бо готьскыя красныя девы … звоня рускимъ златомъ» готы входили в состав половецких войск как наёмники и часть военной добычи они принесли «девам».Участвовали готы в войне не с самого начала а только присоединились к половцам «во время бусово» бусеть - тускнеть, время когда «тьма светъ покрыла- по Русской земли прострошася половци акы пардуже гнездо».Автор представил ограбление русских городов ,как вено ,плату за невесту Кончаковну: «…уже връжеся дивъ на землю». Во время сватовства «дивья красота» сидит на вершине дерева,а когда невеста впервые всенародно показывается жениху( вывод невесты перед столы) она падала вниз «Да красота та свалилась, моя упала дивья красота да ко резвым ноженькам»Половцы получили вено- золото «иже погрузи жиръ во дне Каялы-реки половецкыя- рускаго злата насыпаша» ,но важнее золота была победа над Игорем ,как месть за Шарукана «лелеютъ месть Шароканю» « Шарукан дед Кончака разбитый русскими князьями в 1106г.» Татьяна.

Александр: Традиционно считается, что какая-то часть готов в то время еще жила в крыму. Красные - это скорее всего красивые. Поют Бусово время, тогда готам удалось казнить князя антов по имени Бус. Лелеют месть Шаруканову - т.е. надеются или радуются, тому, что Шарукан побьет русичей. К половцам отношение скорее всего не имеют, но радуются, что они разбили Игоря.


Maxim Litvin:

SS: Браво Таня! zinchenko_tanya пишет: цитатаготы входили в состав половецких войск как наёмники А есть на то какие ты ссыли? Такой вопрос, а насколько возможно предположить связь готов с русами (как отдельное племя)? Возможно через религиозные культы или другие. Или же, скажем возможна ли этническая связь готов с полянам, ассимиляция итд?

zinchenko_tanya: Готы как наёмники половцев. Половцы и готы обогащаются за счет Руси: половцы -«рускаго злата насыпаша» ,готы- «звоня рускым златомъ».Чтобы показать длительность этого события ,автор «Слова…» использует прием повторения через какой-то промежуток текста .Сначала половцы у Каялы «рекы половецкыя – рускаго злата насыпаша» , далее по тексту автор сообщает о сне Святослава , затем называется тот же географический объект «На реце на Каяле» и уже « готьcкыя красныя девы …звоня рускым златом» Отметив ориентир в пространстве «река Каяла», определим счисление времени готов, когда они получили «рускаго злата». «…поютъ время бусово»- бусеть – тускнеть, время соотнесено с последним знаменательным событием, астрономическим явлением ,солнечным затмением. И половцы «прострашася по русской земли» , когда « тьма свет покрыла» За всеми этими сообщениями автора «Слова…» угадывается определенный смысл на войне половцы и готы были вместе. Можно отметить и следующую особенность: противопоставление русских жен и готских красных дев. «Жены руския всъплакашась ,аркучи»- готские девы поют. Жены- «злата и сребра ни мало того потрепати» ,девы- «звоня рукымъ златомъ».Описание состояний жен и дев воспринимается ,как результат действий ,жены теряют злато ,девы приобретают в последствии войны «Уже нам своих лад ни мыслию смыслити…» Вопросами этноса не занималась. Татьяна.

zinchenko_tanya: Разгадка «Слова о полку Игореве…» «Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше…» Текст «Слова…» « Тъй бо Олег мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше, ступает въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане. Той же звонъ слыша давный великий Ярославь, а сын Всеволожь Владимир по вся утра уши закладаше вЧернигове.», на мой взгляд, требует пояснения. Я хочу предложить свою версию понимания данного текста. Память автора «Слова…» хватко держит самые драматичные события 11 века. Мотивировка завязки сюжетных линий дана в начале текста: «мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше…» - это символ княжеских распрей, усобиц. Вся сцена выдержана в строе, который создается повтором ситуаций: « Той же звон..», «Владимир уши закладаше». Удары в колокол или в звонило – железную сторожевую плиту, как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревожный призыв на помощь при внезапном нападении противника. Сначала о людях ,упомянутых в тексте, ибо какая ж история, если она безлюдна. Олег ум.1115 г.- дед Игоря, главного героя «Слова…» Великий Ярослав ум 1054 г.- дед Олега. Сын Всеволода Владимир ум.1125 г.- Владимир Мономах. Не будем упускать из виду ещё два действующих «лица» Пространство и Время. Обозначим города ,отмеченные в тексте Тьмуторокань и Чернигов. Во времени, первое, что обращает на себя внимание – однообразность процесса. В летописи «В год 6586(1078) Бежал Олег, сын Святослава, в Тмуторокань…привели Олег и Борис поганых на Русскую землю…и подошли к Чернигову, и черниговцы затворились в городе…» Та же беда случилась и с Ярославом. Найдем в летописи событие ,которое следовало по той же схеме и где главными пространственными ориентирами были города Тмуторокань и Чернигов. В летописи «В год 6532(1024) пришел Мстислав из Тмуторокани … Он же пошел и сел на столе в Чернигове…И пошли Мстислав и Ярослав друг на друга…И была сеча сильна.» Далее по тексту «а сын Всеволожь Владимир по вся утра уши закладаше в Чернигове...» называется ряд качественно не отличающихся ,а только повторяющихся событий. В летописи « В год 6602(1094)…пришел Олег с половцами из Тмуторокани и подошел к Чернигову, Владимир же затворился в городе .Олег же, подступив к городу, пожег вокруг города и монастыри пожег.» В монастырях, призывая на помощь, ударили в набат так громко, что у Владимира уши заложило в Чернигове . Процесс прихода рати из Тмуторокани на город Чернигов представлялся чем-то вроде безостановочно вращающегося колеса: в 1024г.,1078г.,1094г., поэтому автор и объединил эти события в данном тексте. Татьяна.

zinchenko_tanya: Разгадка « Слова…» (Почему «готские девы красные».) Эпитет красный довольно часто применяется в русском языке: красные девицы, весна –красна, красная строка. В свадебных песнях калина – девушка, где определяющим моментом был красный цвет её ягод. В основе определения красный лежит перенесение признака свойственного одному члену параллели в другой. Древний человек, познавая мир, опирался на образное мышление, и таким символом в природе была радуга- совокупность цветных полос. Люди производят отсчет от красного цвета (каждый охотник желает…), т. е. в те далёкие времена, красный цвет заменяет числительное первый. Красная строка- первая строка абзаца. Весна – красна ,начало нового года на Древней Руси. Синоним красного цвета рдяный, имеет большое разнообразие однокоренных слов одно из которых род. Очевидно, и слово народ произошло от основы род. Народ означает тех, кто народился, т. е. дети. В старых текстах слово народ определяло не население в целом, а ещё ранее – молодежь. Деление на возрастные группы свойственно первобытному обществу. Особенно важной грань была между первым классом детей и классом взрослых, в который переводили при помощи инициации. Следовательно, красные девы – первый возрастной класс ,ещё не перешедших в класс взрослых замужних женщин. Татьяна.

SS: А вот я уже пятый раз встречаю в летописях, что половцы это и есть готы. Они же Литва. Например у Феодосия Софоновича “ХРОНІКА З ЛІТОПИСЦІВ СТАРОДАВНІХ” (1648). Про половцев: “Был тои народ битныи и рыцерскиї, з народу готского и цемъбрииского, з которых литва и ятвежи пошли. Осады свои мели, з полночи кь восходу нахилившися, над озеромъ, Меотисъ названнымъ, и над Чорнымъ морем. Также около Дунаю і Волги рекъ, в поляхь і в Таврице, которую тепер Перекопскою Ордою называютъ, свои кочовиска мели. И побудовали значныи места: Малкопъ, Киркелъ, Кримъ, Агофъ, Кафу, Монкастръ албо Белагород, Килию, Тарговицу”. “Ятъвежи были едного народу з литвою и з половцами, и з прусами старыми, з готтов пошли, которых столечное мЂсто было Дрогиїчинъ, а Подляшъе все аж до Прус, з Волыня почавши, осЂли были, Новгородок Литовскиї и околичниї волости держали”. Про то, что готы относятся к славянам: “Але откулъ колвекъ тыї народы славенскиї имена мают болгарскиі, рускиї, полскиї, готскиї, вандалскиї, ческиї, сербъскии и прочии, все словенского языка заживаютъ, толко змешавшися з ыншими языками, свои словенскиї языкъ помешали.”

zinchenko_tanya: Уважаемый SS! Вы правы в своих наблюдениях. Хочу дополнить немного информации. Теоретически генеалогическую линию языков мира можно вести ретроспективно, от современности к древности т.е., до времени разделения на диалекты самого древнего праязыка человечества. Но, к сожалению, нам неизвестен временной интервал от эпохи своего возникновения до периода разделения на языки – потомки. Собственно, использования таких терминов как «дальнее» и «близкое» языковое родство не более чем терминологическая игра. С точки зрения близости между русским, польским, чешским, сербским их общее родство с латынью или хинди представляется, конечно дальним, но нет сомнения, что все перечисленные языки относятся к индоевропейской семье. Перенесемся мысленно на несколько веков назад в конец 5-го века. И посмотрим, как выглядела «эпоха этнического хаоса называемое переселение народов». В 482 году император Зенон пытается решить «готскую проблему». Более 2-х веков готы играют ведущую роль в европейских делах. Они первыми из «варваров» разгромили римскую армию в 378 году, в 410 году оккупировали Рим. С 396 года готские военачальники были фактическими диктаторами в Константинополе. Вождь остготов Теодорих хозяйничает на Балканах. Готы еще не нашли себе новую родину, не приросли к земле. Их манит богатство и слава Италии. Остготы уходят с Балкан и захватывают Италию. В ходе векового противостояния готов и гуннов пустеет юго-восток Европы. Теперь склавины, анты и утургуры, кутургуры выходят на передний план истории. Вчерашние склавины и анты – это славяне, а утургуры и кутургуры входят в число предков болгар. Тех тюркоязычных степняков, что в 7-м веке займут земли Болгарии, смешавшись с жившими раньше их славянами. Происходит расселение славян: до Эльбы на западе, до моря на севере, до Днепра на востоке, а на юге до самой Эллады. Потому что разоренный остготами Балканский полуостров после их ухода в Италию почти опустел. В «Повести временных лет» в год 898 «А славянский и русский народ един, от варягов ведь прозвались Русью, а прежде были славянами, хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозвались потому, что сидели в поле, а язык был им общий». Этнические образования имеют сложную иерархическую систему, которая отражается в самосознании. Под названием Русь летописец понимает общность людей сложившуюся на определенной территории (называют себя полянами) обладающие определенными особенностями культуры, включая язык (славянский) и осознающие свое единство под властью князей – варяг (прозвались Русью). По древнему тексту видно, что внутри племени началась специализация отдельных групп населения на одном из трех основных занятий соответствующих главным социальным функциям: воины, жрецы, создатели материальных благ. Варяги – князья правящая верхушка, состоящая из воинов. Они первыми отражали удары противников или сами атаковали его, полностью бросали производительный труд и специализировались на войне. Князь и его дружина решали вопросы войны и мира, утверждали новые законы. Поляне – связаны с землей, это основная группа населения, выступала на войну в исключительных случаях, зато кормила другие группы. Поляне - производители материальных благ. Славяне - волхвы хранители обрядов, заветов, культуры и языка. Передача языка от одного народа к другому происходит независимо от антропологических различий. И здесь встаёт проблема прародины, т. е. точки на карте, где существовал тот или иной праязык. Племена вестготов - германоязычные. Язык следует на новую территорию вместе с переместившимся человеческим сообществом. Иногда переселенцам приходится в корне менять тип своего хозяйства и это вызывает сильнейший культурный шок, и они вынуждены принимать культуру в полном или частичном объёме побежденных и в итоге растворяться в общей массе населения. Возможно, это тот случай, о котором, Вы пишите, «что готы относятся к славянам». Утверждение, «что половцы это и есть готы, они же Литва» нуждается в доработке: узнайте всё, что можно сказать про прародину готов, половцев, их миграциях с подробным разбором всех аргументов в первую очередь в культурно- историческом плане. Татьяна.

SS: “Узнайте всё про прародину готов, половцев” у меня не получится, я не историк и не лингвист - так, читаю книжки иногда. Тем не мене уравнение готоы=половцы я встречаю уже шестой раз в разных источниках, начиная с “красные готские девы”, заканчивая тем, что родина готов Причерноморье, откуда их занесло на холодный Север. С готами очень много совпадений на наших землях, хотя бы тот же загадочный Коростень от рода Амала, плюс многие хитрые совпадения в исландских и готских сагах. А вот с полянами интересней. Кроме как их жизнеописания в ПВЛ, про их больше ничего не известно. В дальнейшем, по ПВЛ можно отслеживать древлян, радимычй, вятичей, болгар, - кто, куда на кого ходил, итд, а вот поляне начисто “испаряются”, и о них больше ни одного слова. Багрянородный правда упоминает про неких “лендзян”, которых так и хочется назвать полянами, но никто не же называл древлян “вудами” или “олдами”. Арабы тоже упорно молчат про полян, а в Европе есть свои. Непонятно, или же поляне в одно мгновенье перетворились в Русь, или же их никогда не существовало, - по крайней мере, кроме ПВЛ про них нигде больше не упоминается. А может поляне это и есть русы?

zinchenko_tanya: Приветствую SS! В 898г. одни и те же люди могли сказать о себе, что они славяне, поляне, русские. Славяне, которые «сидели по Дунаю» расселяются и изменяют название племени в зависимости от территории. В летописи «Временных лет…» «Эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами…». В год 862 Поляне решают создать союз племен с варяжским племенем Русь. В летописи «Поищем себе князя, который бы владел нами. И пошли к варягам, к Руси. Те варяги назывались Русью, как другие шведы». Союз племён Полян и Руси приводит к их слиянию и общему названию Русь. В год 898 «и Поляне которых теперь называют Русью». Следовательно, взаимоотношения готов с русскими - славянами можно рассматривать лишь с 898 г. Половцы упоминаются в «Повести временных лет…» в 898 г. «Шли Угры мимо Киева, как теперь ходят половцы. И придя с востока…» т. е. половцы пришли с востока, в 1061 г. « впервые половцы пришли войною на русскую землю» Военный союз половцы – готы мог сложиться в 12 в. И это отмечает автор «Слова…». Готы – Литва? Литовцы (летувяй) народность складывалась в 9 -12 в. В состав народности вошли ауштайты (Литва), жемайты (жмуть),ятвяги,куршей(корсь) земигола,часть северных пруссов(бартов,нотангов,сембов) Готы в составе литовцев в историка - этнографическом справочнике не указаны. С.Д.Артамонов пишет «Германоязычное племя готов пришли в причерноморские степи с севера». Возможно, прародиной готов было расселение германоязычных племен. Искать на севере следы готов, используя летописи, устные сказания можно при условии, что при переселении в черноморские степи они не сменили своё название. Татьяна.

Николай Ф.: zinchenko_tanya пишет: цитатаИскать на севере следы готов, используя летописи, устные сказания можно при условии, что при переселении в черноморские степи они не сменили своё название. Речь идет о современных автору Слова крымских готах, имевших столицу в г. Дорос в юго-западном Крыму. Автор слова вероятно имел возможность получить информацию о готах и их фольклоре, в котором воспевалось (как это можно судить по сочинению Иордана) среди прочих побед разгром готами вождя антов Божа. Об этих победах, событиях о которых русские уже и не помнили, по представлению автора Слова, должны были петь готские девы на бреге. С ув. Ник.

Владимир: Связь крымских готов и собственно готами, не имеет надежных оснований. Иордан подробно описавший пребывание готов в Восточной Европе, не отметил что кто-то из них остался в Крыму. О связях крымских готов с готами Теодориха упомянул Прокопий, но здесь явное недоразумение. Прокопий пишет что эти готы остались после того как Теодорих ушел в Италию. Но готы Теодориха перед этим броском в Италию, находились в Паннонии, а отнюдь не в Крыму. Я склонен допускать что мнение о связи с Теодорихом родилось от сочетания типа «theod Dori» - народ страны Дори, а позже княжество Феодоро, с чем также может быть связанно и название Феодосия. Но готский давал бы thiud. Ближе повидимому древнесеверная форма thjo:d. О приходе в Грикланд и поселении там, с разрешения царя, готландцев, говорит сага о гутах. События этой саги связанные с выселением части населения с Готланда и поселением их в Восточной и Юго-Восточной Прибалтике, датируют 6-м веком и прослеживают археологически. Но о подтверждении прихода готландцев в Византию мне ничего встречать не удовалось. Сосбтвенно готы конечно в Крыму были, о чем вроде бы свидетельствует археология. Но как известно готов всюду в Скифии потеснили гуны. А сага о гутах еще добавляет немаловажный элемент. Автор указывает что народ этот до сих пор живет там и сохрнил кое что из нашего языка. Все таки готский и древнесеверный отличаются немало, маловероятно что информатор не смог бы различить близкородственный язык и язык другой , хоть и родственной групы. А соединять в единый образ Божа и Буса, это из области сказок. Очень маловероятно. Разве что Иордана начитались или Аблавия.

SS: Приветствую Татьяна, То, что Вы написали о полянах, в общем то всё из ПВЛ. Но весь фокус в том, что кроме ПВЛ о полянах больше инфо нигде нет. «Русская земля» по ПВЛ была задолго до Рюриков, а Аскольд и Дир вполне могли быть потомками Кыя, Щика и Корева, - теми, кого в ПВЛ называли полянами. Причем Киев, а отличие от Новгорода, князей себе не искал. Нестор детально описывает образ жизни полян, но ни разу не говорит о том, что поляне на кого-то ходили. Ходила Русь, ходила Чудь, ходили словени, но только не поляне. В летописи Григория Грабянки, в неудавшийся поход на Царьград ходили хазары и русы. Это поход по описанию совпадает с походом Аскольда. Нестор также упоминает, что поляне ковали мечи франкийского типа, а значит, они не могли быть мирными землепашцами, да полей в округе Киева особенно не замечается. Мало того, с древлянами уже воевала Русь, но не поляне. Так не бывает, если поляне стали Русью, то как и через кого, и как так мгновенно смогло произойти перевоплощение? Об этом в ПВЛ вообще ничего нет. А раз нет, то я вполне допускаю, что полян могли просто придумать. Если гипотетически предположить, что полян не существовало, то кто мог жить в то время в Киеве и кем могли управлять Аскольд и Дир? И почему Нестор упорно молчит, кто есть варяги-Русь? Может романовские цензоры чего-то намудрили? Истина где-то рядом. С готами всё сложнее и интересней, ибо очаги Вельбарской и Черняховской культуры на землях Украины совпадают. Да и остатки поселений готов периодически находят в Украине. Совсем недавно еще одно раскопали под Харьковым. Ряд готских саг также упоминает, что готы вместе с гуннами ходили на Европу, - там же есть место и русинам и славянам (Оскорбленный темъ, что Frotho прогналъ свою жену, Hun въ союзе съ Olimarus, королемъ восточныхъ (Orientales) людей или рутеновъ (Rutheni) идетъ на датчанъ войною), - что подтверждается Густинской летописью и Летописью Григория Грабянки. То, что половцы = литва= готы, я встерчал у Меховского (1525 г) и Хронике Литовской и в летописи Феодосія Софоновича. О том, что готты вышли из Черноморья, есть упоминание в в ряде саг, в частности в Hemarasaga (Александръ Веселовскій. Готы, Гунны и Руская Местность Hervararsaga’и /Richard Heinzel. UEBER DIE HERVARARSAGA. Wien. 1887/): “Память о царстве Эрманариха въ южныхъ местностяхъ Россіи могла пережить его историческое существованіе, варяги — слышать о немъ преданія и песни отъ крымскихъ готовъ, съ которыми они приходили въ общеніе, въ которыхъ находили своихъ родичей: говоритъ о варягахъ въ Х веке письмо готскаго монарха (Heinzel). Такъ могло сложиться представленіе Инглигасаки о прибытіи боговъ, асовъ, въ Скандинавію съ севернаго берега Чернаго моря, изъ великой Швеціи, Sviithjоd hin mikla, иначе Godheimar, то–есть, страна боговъ, вместо Got-heimar, страна готовъ. Можетъ быть, отъ крымскихъ готовъ варяги услышали и ка кой–нибудь песенный разказъ объ эпизодахъ битвы 451 ода. Такъ определился бы источникъ варяжскаго, то–есть, севернаго преданія о ней, при чемъ ея локализацію на юг пришлось бы отнести на счетъ представленія с верныхъ людей о местоположеніи древня о Got–heimar. Но, очевидно, не крымскіе готы, были проводниками преданія, прошедшаго на северъ неопределенными путями, но въ редакціи, народный характеръ которой Гейнцель попытался определить.

zinchenko_tanya: Приветствую SS! В чём-то Вы правы. Те, кто сложил летописи, саги не заботились об исторической достоверности. Им было важно - этого требовало их мировоззрение, отобразить победу народа над полчищами, как эпохальную битву добра и зла. И роль, сыгранная соседними народами в войне, определялась и в летописи и в саге не их реальным участием, а исторически сложившимися отношениями: враждой или дружбой с племенем или племенным союзом. Некоторые страницы прошлого народов, видимо, останутся закрытыми для нас навсегда. Поэтому, предположим, что племя полян существовало и произошло от слова поле. Поле - это не только обрабатываемая под посев земля. Поле - равнина, пространство. Поле- место, где что-то происходит (поле брани). «Рища в тропу Трояню через поля на горы». Гора - верхний. Поле, пол - нижний, низ. Тропа Трояна проходит снизу вверх, равнозначно значению «по горам по долам» т. е. везде. Поляне создают материальные блага: «А хазары брали с полян и северян по серебряной монете и по белке от дыма» Хазарам, варягам грабеж кажется более легким и почетным, чем созидательный труд. Богатства соседей возбуждает, война ведется только ради грабежа . Отмечу, что при всём своеобразии отдельных регионов, генеральная линия исторического развития была везде одинаковой. От крушения цивилизаций бронзового века через период подъёма военной демократии к созданию империй с духовной культурой, способствующей их единству. Желаю Вам разгадать старые загадки готов и сделать новые открытия. Татьяна.

zinchenko_tanya: В 12 веке Русь покрывается сетью раннеклассовых городов, к которым относится и Курск. В 1185г. главою Курска был князь Всеволод (ум.1196г.), в « Слове о полку Игореве…» « Буй Тур Всеволод». Главной заботой князя Всеволода было создание войска, т. к. военные походы совершались регулярно. Очевидно, причиной их было простое желание обогащаться путём грабежа. Значительная часть военной добычи шла: на прямое содержание князя и его двора, и на раздачу княжеской дружине «конець копия въскоръмлени». На участие в походе достаточно отдать приказ о выступлении, чтобы начался отбор воинов «А мои ти куряни сведоми к мети». «Сведоми» - известие, сведение, сообщение. « К мети» - метить того же корня, что и меч. «Корень меч проявляется при спряжении метить – мечу, отметить - отмечу. В глубокой древности меч был первоначально орудием охоты. Другим названием охоты было – лесовать. Ср. литовские : Medziokle –охота. Medzioklis –охотник, всё это от medis – дерево (диал. Жемайтское mede –лес ) Эстонские : mets – лес Metsastus – охота. Финские :metsa – лес Metstatys- охота. Лесовать – охотиться в лесу за зверем. Найдем добычу с корнем меч. Это – медведь. Наше табуированное медведь ( питающийся мёдом) имеет более древнее название : болгарское мечка, мече – медвежонок, сербское – мечак- медведь,мече- медвежонок, мечка- медведица. Черкесы наименовали медведя по лесу: myse-медведь при myz – лес. Тогда мы имеем в литовском параллель с древнерусским меська, мешька, мечка с литовским miskas –лес.Можно представить историю развития значения слова меч в такой схеме от исходного обозначения дерева(medis),затем лес(mets), лесовать- охота(medit), потом добыча ( мече) медведь и наконец орудие охоты меч. Понятие меч незримо присутствует во многих словах: мета, пометка связывалась с надрезом. зарубкой насечкой». Меч – оружие, средство пригодное для нападения или защиты. Тогда всё предложение «куряне сведомы к мети» следует понимать как куряне получи известие, призыв к мечам, к оружию. При формировании войска для похода в его состав включались отборные воины, обучаемые ратному делу с детства «под трубами повити, подъ шеломы възлелеяни». Это воины постоянной княжеской дружины. Предпочтительнее мобилизовались земляки «мои куряни». Город Курск не содержал большого постоянного войска, чрезвычайно обременительного при малой численности населения, поэтому прибегали к помощи военных сил других городов: в летописи «с ковуями черниговскими», в «Слове …» «сами скачут акы вълци въ поле», которые в экономическом отношении не составляли с Курском единого целого. Оседлое население Курска уже достигло грани классового общества и переступило её. Специализированным производством становится изготовление оружия: мечей, стрел, копий. Как средство защиты в этот воинский период получают распространения «шеломы». «Яр Тур Всеволод… своим златым шеломом посвечивая». Золотой шлем (на самом деле позолоченный ) материальное свидетельство выделение светской знати с ярко выраженной функцией военного вождя. Для создания воинских сил существовала потребность князей того времени в наличных средствах, в золоте. Где же взяли золото Игорь и Всеволод на организацию похода на половцев? Ответ даёт дальнейший текст «Слова…» «В граде Киеве в гриднице Святъславли ту немцы и венедици, ту греци и морава поютъ славу Святославлю, кають князя Игоря иже погрузи жир во дне Каялы - рекы половецкыя - русского злата насыпаша». Иноземные торговцы основали свою контору в Киеве. Возможно, не имея столь прямого доступа к торговле в стране, они могли давать кредиты золотом князьям, Игорю и Всеволоду. Из текста «Слова…» мы узнаём, что их обсуждения происходили не только по поводу частных дел, а по вопросам политики с князем Святославом Киевским. Многообразны смысловые оттенки «златого слова» говорят о нечестности князей « нечестно одолесте…». Нечестные - ненадёжные в слове, кому нельзя доверять. Потерпев поражение от половцев, князья Игорь и Всеволод нарушают слово о возврате ссуды золотом в срок. А задержка или не выплата одного платежа ставила под угрозу целую серию сделок. Князь Святослав пришёл на «выручку» своих родичей. Механизм – псевдоусыновление с передачей им (Игорю и Всеволоду) части своей святославовой доли состояния. Поэтому в «златом слове» Святослав «отец их» называет Игоря и Всеволода «О моя сыновчя», а на самом деле приходился им двоюродным братом, и свои слова подкрепляет золотом, отдавая долг за Игоря и Всеволода. За что «немци, венедици, греци и морава поют славу Святославу». Татьяна.

DenisKa: zinchenko_tanya пишет: цитата« К мети» - метить того же корня, что и меч После таких заявлений Вам следовало бы поставить «пару» по древнерусскому языку. Не пробовали овладеть основами языка, на котором пытаетесь (неудачно) читать?

SS: zinchenko_tanya пишет: цитата« К мети» - метить того же корня, что и меч. «Корень меч проявляется при спряжении метить – мечу, отметить - отмечу. Понятие меч незримо присутствует во многих словах: мета, пометка связывалась с надрезом. зарубкой насечкой». Меч – оружие, средство пригодное для нападения или защиты. Тогда всё предложение «куряне сведомы к мети» следует понимать как куряне получи известие, призыв к мечам, к оружию. Небольшое дополнение к теме: “Известно, что Готы отличали себя opyжіемъ отъ Гуновъ. Въ латинскомъ переложеніи песни о Вальтере Витанскомъ готы дерутся мечами обоюдуострыми, а гуны - саблями. Местная полянский cкaз повествуетъ, что Поляне платили Козарамъ дань - отъ дыма мечъ. Козари, принесши мечи къ своему князю, говорили: „Вотъ нашли мы новую дань!“ А на это бывшіе тутъ старцы сказали: „Не къ добру эта дань, княже! Мы доискались Полянъ оружіемъ объ одной сторон, то–есть, саблями, а вотъ ихъ opyжie обоюду остро, то–есть, мечъ. Они съ насъ будутъ брать дань, и съ иныхъ земель.“ Такъ и сбылось. Печенеги тоже саблями сражались. Когда Святославовъ воевода Претичъ заключилъ перемиріе съ печенжскимъ княземъ, то получилъ отъ него въ даръ коня, стрелы и саблю; а самъ ему подарилъ броню, щитъ и мечъ.” Jac. Grimm u Schmeller, Lateinische Gedichte des X. und XI. Jahrh. Ст р. 75.Готы, Гунны и Руская Местность Hervararsaga’. Александръ Веселовскій. По работе Richard Heinzel. UEBER DIE HERVARARSAGA. Wien. 1887

zinchenko_tanya: Говорить о древнерусском языке, как о единственном установлении слов и их значений можно не ранее 15в. Язык 12в. не представлял единой системы одного языка. Было несколько типов литературного языка и много разговорных диалектов, резко отличающихся друг от друга. Произношение к мечам, как « к мети» могло быть и особенностью говора. События в «Слове…» изложены так ,что ряд однотипных фактов: призыв выступить воинов Игоря в поход «Седлай.брате, свои бръзыи комони» ( по коням),и призыв воинов Всеволода «сведомы к мети»( к оружию) – соединены в одном повествовании. Главная цель похода князей состояла , вероятно, в овладении путями («пути имъ ведомы, яругы им знаеми») международного обмена половцев с другими племенами, с целью захвата товаров на самих путях ради немедленного обогащения(«…а с ними злато, ,и паволокы.Орьтъмами, и япончицами и кожухы…») .Впрочем, половцы вскоре приспособились к привычке русских грабить их каждое лето. Они уводили свои семьи, и угоняли скот («А половцы неготовами дорогами побегоша к Дону великому, крычать телегы полунощи…) в безводную степь (« В поле безводнее жаждею им лучи съпряже…») и попадались лишь те, кто по легкомыслию не успел скрыться (« в пяток потопташа поганые плъки полвецкыя»). Основа древнерусского языка – тема необъятная. На 5,4, и даже на 3 её не знает никто. Следовательно, Ваша «пара» мне по древнерусскому языку очень высокая оценка. Вы щедрый и доброжелательный человек. Татьяна.



полная версия страницы