Форум » История Древней Руси » Маршурт Апостола Андрея в представлении автора ПВЛ » Ответить

Маршурт Апостола Андрея в представлении автора ПВЛ

Владимир: В ПВЛ читаем: цитатаи пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел Анализ источников на предмет появления этого рассказа имеется у Макария http://www.magister.msk.r...akary/mak1101.htm#number1 Самым интересным представляется факт наличия устной легенды о проповеди Андрея в Польше. цитатаНельзя не вспомнить здесь и того предания о святом апостоле Андрее, что он проповедовал в Польше, которое, подобно преданию о путешествии его в России, целые века сохраняясь, по всей вероятности только в устах народа, заключено наконец в письмена. Это польское предание подкрепляет наше, подкрепляясь им взаимно. Преподобный наш летописец, описавши путь святого благовестника чрез Россию - от Херсонеса вверх по Днепру до Киева, а от Киева далее по Днепру и другим рекам до Новгорода и Варяжского моря - путь, который действительно существовал, замечает, что святой Андрей отправился из варяг в Рим, откуда снова перешел в Грецию. Каким же путем он отправился? Летописец ясно не говорит, но всего естественнее - тем путем, какой пролегал в то время от помория Балтийского до моря Адриатического и Италии. А этот единственный тогда путь пролегал именно чрез равнины нынешней Польши, Карпаты, удолья Вага и Паннонию. По нему-то и мог пройти до Рима благовестник Христов и, проходя, огласить словом Евангелия местных жителей. Таким образом, ровно как и из описания пути «Из Грек в Рим» цитатаа по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, следует гле в представлении летописца находилась земля варягов - на южном побережье Балтийского моря, там, где проходили речные пути через Центральную Европу в Рим. Замечу что реальность-нереальность путешествия Андрея не играет роли, важно что об этом думал летописец, где он (тот кто вписал эту легенду) располагал землю варягов.

Ответов - 7

Пересвет: не мог поехать в Скандинавию? Это было проще. На южное побережье Юалтики был куда более простой путь по Неману, Березине, Западному Бугу, даже Припяти...

Владимир: А что, для того чтобы попасть в Рим надо непременно в Скандинавию заехать? Летописец говорит о пути из Руси в Рим, не в Норвегию и не на Северный Полюс, когда уместен был бы заезд в один из Скандинавских портов, но по пути в Рим, в Скандинавию заходить не к чему. А почему летописец в Качестве пути в Рим указывает Двину, то значит только по ней и ходили, а другие реки не использовали, а для того чтобы попасть к Шведам шли через Ладогу, потому что в районе Эстонии злобствовали их чухонские пираты. Но если Вам хочется чтобы в Скандинавию, то пусть в Скандинавию. Все дороги ведут в Скандинавию. Хороший лозунг. Я вот тоже в Швецию хочу, с туризмом водным (но не скоро). Но через Двину не поеду, поеду через Питер.

Николай Ф.: В работе В.Г. Васильевского Хождение андрея в стране Мирмидонян (Васильевский В.Г. Труды, т.2, СПб., 1909) разбирается подробно динамика развития легенд об Андрее: от скромного «смягчил проповедью скифов» до фантастических легенд об освобождении Андреем Матфея из рук антропофагов. И хотя город антропофагов находился по преданию в Скифии, на роль «города людоедов» помимо прочих претендовал малоазийский Синоп. Жители Амастриды хвалились тем, что их предки откусили Андрею палец (за что их тоже якобы прозвали антропофагами). Все города Понта, имевшие церковь Андрея, гордились его посещением. Существовало множество легендарных маршрутов Андрея, возникновение которых объяснялось не рационально-географическими мотивами, а огромным желанием рассказчиков включить в повествование сюжет о пребывании в своей местности. Такое желание несомненно было у Нестора, а также у его польских коллег. Именно знакомство с ПВЛ стало, по всей видимости, основой для возникновения польской легенды. Узнав из русской летописи, что апостол был в земле варягов, т.е. в Скандинавии и Дании, или в Прибалтике в широком смысле, авторы ее предположили, что он мог прославить своим посещением и их родину. С ув. Ник.


Владимир: Николай Ф. пишет: цитатаИменно знакомство с ПВЛ стало, по всей видимости, основой для возникновения польской легенды. Может быть и так, но не от зависти, что Андрей якобы шел через Скандинавию, а от знания того где находилась «земля варягов» того времени, повидимому, по соседству с Польшей, на пути в Рим. Висла это древнейший, «янтарный», путь в Рим. Именно как начальная часть маршрута вглубь Европы возникло Труссо. Николай Ф. пишет: цитатав земле варягов, т.е. в Скандинавии и Дании, или в Прибалтике в широком смысле, авторы ее предположили, что он мог прославить своим посещением и их родину. земля варягов в этом летописном рассказе появляется как часть пути из Руси в Рим, не в широком смысле, а очень узком. В начале летописи есть два значения слова «варяги» , как один из народов, и как обозначение семьи народов. Это соответствует генезису этого термина. Постепенное расширение его значения. Сначала так были названны выходцы из одного народа, потом область применения этого понятия расширилась. Откуда такое настойчивое желание обязательно соотнести землю варягов со Скандинавией? Вопреки здравому смыслу и прямому указанию летописца. Считаете, что тот кто вписывал эту легенду подразумевал скандинавов, почему тогда концентрируетесь на Скандинавии? Вполне достаточно готландцев, которые в это время населяли и побережье Пруссии и согласно Кулакову совместно с пруссами основали Труссо. Ведь археология надежно обосновала это. Также как Приладожье было зоной скандинавской колонизации, также и Юго-Восточная Прибалтика. А летописец прямо включает готландцев в число варягов, но сам Готланд лишь часть их территории. Читаем сагу о гутах и видим, что готландцы колонизировали чуть ли не всю Юго-Восточную и даже Восточную Прибалтику(побережье), не только Пруссию, это подтверждается и материалами археологии.

Николай Ф.: Владимир пишет: цитатаМожет быть и так, но не от зависти, что Андрей якобы шел через Скандинавию, а от знания того где находилась «земля варягов» того времени, повидимому, по соседству с Польшей, на пути в Рим. Висла это древнейший, «янтарный», путь в Рим. Путь в Рим в 9 веке вообще-то шел по Рейну (Пример: Рим - альпийские перевалы - Дунай - Рейн - Фрисландия - Хедебю - Бирка - Ладога или - Двина). См. те же Бертинские Анналы. Владимир пишет: цитатаОткуда такое настойчивое желание обязательно соотнести землю варягов со Скандинавией? Из летописи, там, как Вы правильно заметили, не только готы отмечены в числе варяжских народов (перефразируя вами же сказанное). Почему говоря о варягах, я должен ограничиваться готами, я не понял... С ув. Ник.

Владимир: Николай Ф. пишет: цитатаПочему говоря о варягах, я должен ограничиваться готами, я не понял. Если о варагах вообще, то не должны, а если речь идет конкретно, о пути в Рим, то шведы тут совсем не при чем. А для конкретного временного периода, могут быть не при чем и датчане, в зависимости от обстановки на путях. Николай Ф. пишет: цитатаПуть в Рим в 9 веке вообще-то шел по Рейну Один из путей. В различное время с различной интенсивностью функционировали разоичные пути, в зависимости от обстановки вдоль них. О каком времени говорит летописец? Видимо о своем, а историко-этнографическое введение дело рук летописца начала 12 века, значит и этнографическая ситуация и представления, отобразившиеся во введении, соответствуют началу 12-го века и, возможно, несколько более раннему времени. Николай Ф. пишет: цитатаРим - альпийские перевалы - Дунай С Дуная с той же легкостью , как на Рейн можно попасть и на реки Балтийского бассейна. Уже с конца X века, т.е. с принятия Польшей христианства, самым безопасным, да и более легким, путем в Рим и обратно, был путь по Висле. А путь через Данию это торговый путь в Дорестад, а не в Рим. С конца X-го века небыло проблем двигатся и через территорию Венгрии. Это и ближе и короче.

Николай Ф.: Владимир пишет: цитатаО каком времени говорит летописец? Видимо о своем, а историко-этнографическое введение дело рук летописца начала 12 века, значит и этнографическая ситуация и представления, отобразившиеся во введении, соответствуют началу 12-го века и, возможно, несколько более раннему времени. Если речь идет о польской легенде, то причем здесь собственно летописец? Речь идет об авторе польской легенды (видимо не ранее 15 века) и его понимании текста ПВЛ. Он прочитал, что Андрей попал «к варягам», увидел, что варягами в летописи назван ряд северогерманских народов (в т.ч. шведы, урмане и т.д.) и сделал вывод, что путь от варягов к Риму мог пролегать по территории Польши. Если касаться ПВЛ, то автор летописи упоминает путешествие Андрея всвязи с сообщением о существовании в более древнее время пути из Варяг в Греки. Суть сообщения: некогда, двигаясь по Днепру и северным рекам, попадали к варягам, а от варягов можно пройти к Риму. Этим путем и шел Андрей. Попасть к варягам в ПВЛ явно лишено конкретики, а означает всего лишь «попасть в Балтийский регион» (Варяжское море, шведы, даны, готы). Поэтому ваша попытка привязать варягов к южному берегу Балтики и здесь приводит к ничтожному результату. С ув. Ник.



полная версия страницы