Форум » История Древней Руси » О «Чужой земле» Статье «о кораблекрушении» договора 911 г. » Ответить

О «Чужой земле» Статье «о кораблекрушении» договора 911 г.

Николай Ф.: В договоре 911 г. Олега с греками есть одна интересная статья о потерпевших крушение кораблях: цитатаЕсли выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и поможет сохранить ладью с грузом ее и отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое страшное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта бурей или на мель сев задержана и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим их с товарами их поздорову. Если же случится около Греческой земли такая же беда с русской ладьей, то проводим ее в Русскую землю и пусть продают товары той ладьи, так что если можно что продать из той ладьи… Кажется, можно конкретизировать и оживить ситуацию. Итак, есть различия: 1. В случае крушения русской ладьи, товары, на ней привезенные, продаются, что выдает цель поездки русских: торговля в греческих портах. 2. В случае крушения греческой ладьи, ее товары не продаются, ладья с товарами препровождается в Греческую же землю. Застигнута бедствием она может быть, судя по тексту, в море, в «чужой земле». В «чужой земле» много опасных мест для мореплавателей, причем там постоянно обретаются русские. Смысл второй части может быть понят как описание типичных злоключений византийских морских купеческих кораблей, следовавших по маршруту Византия – Херсонес. Раскрыт он А.Н. Щегловым, правда, применительно к античной эпохе (ВДИ, 1972, №2). Автор обратил внимание на сообщение Полибия о том, что напротив устья Истра в открытом море на расстоянии дня пути находится наносная коса (1000 стадиев длиной), называемая моряками «Груди» (Stethe), о которую моряки ночью, не замечая ее, разбивают свои корабли (Полибий, IV, 41, 1-2). В пояснение к данному тексту А.Н. Щеглов приводит выписку из лоции о том, что наиболее опасным («страшным» по летописи) местом на пути парусных судов шедших от Дуная и Босфора в Крым или из Буго-Днестровского лимана в море была западная оконечность о. Тендра. С лимана суда к ней сносило течением, а с моря корабли, неправильно легшие в дрейф, пригоняли сильные южные и юго-западные ветра. По выражению лоции суда стремились к гибельному месту как к магниту. Единственной песчаной косой в 1000 стадиев длиной на пути от устья Дуная к Крыму был знаменитый Ахиллов Дром (система кос: Остров Тендра – Джарылгач), до которой от устья Дуная было 20-30 часов плавания. Следовательно, заключал, А.Н. Щеглов, «Груди» - это название западной оконечности Тендры (Ахиллова Дрома). Западная оконечность Ахиллова Дрома, таким образом, была той «чужой землей» и «страшным местом», в окрестностях которой в начале 911 г. постоянно пребывали росы-дромиты. По договору они обязаны были проводить суда от опасных отмелых берегов («страшных мест») в Херсонскую фему. До заключения договора дромиты, видимо, занимались грабежом тех же кораблей. Корабли, шедшие от устья Дуная, относились к «Грудям» южными ветрами. Еще одна возможность - отнесение туда же сильным течением с лимана рыбацких кораблей, которые, судя по договору 944 г. были частыми гостями в устье Днепра: цитатаЕсли же застанут русские корсунцев в устье Днепра за ловлей рыбы, да не причинят им никакого зла. И да не имеют права русские зимовать в устье Днепра, в Белобережье и у святого Елферья; но с наступлением осени пусть отправляются по домам в Русь. С ув. Ник.

Ответов - 5

Лагунов: Особенно в ситуации 911 года. Это всё же где? Устье Днепра?

Николай Ф.: Сразу за Днепровским лиманом Кинбурнский полуостров. Вдоль сего полуострова ранее была большая наносная коса (Ахиллов Дром (Бег), теперь о. Тенда и Джарылгач). На западной наиболее мощной оконечности Ахиллова Дрома и разбивались корабли. Эта земля (хотя русские и назывались «дромитами») называлается в договоре не Русской, а «чужой». С ув. Ник.

Пересвет: Если это так, то, следовательно, киевские русы Олега отвечали за русов-дромитов, постоянно обитавших, получается в Черном море. Которые, возможно, и грабили всякие Амастриды - т.е. выходили за рамки обычного грабежа судов, пиратства. Отсюда: 1. Понятно, почему Фотий к ним относился плохо: пираты люди действительно невидные и незнаменитые, но противные и вредоносные. Когда они же с соотечественниками чуть не взяли Константинополь, общественность должна была, натурально, ошизеть. Что она и сделала. 2. Тут же решается вопрос об этносе: коли уж Карлы и Инегельды Олега отвечали за ситуацию с дромитами, то, следовательно, были одного народа-племени. 3. Снова можно вспомнить идею Рыбакова об Острове русов в дельте Дуная. В конце концов, как показывает более известная, ноаналогичная ситуация с устьем Волги, в дельте можно прятать даже современные суда от современной милиции. А уж тогда-то пиратская база вполне могла функционировать веками. В общем, перспективная идея. Понравилось!


Владимир: Пересвет пишет: цитата. Тут же решается вопрос об этносе: коли уж Карлы и Инегельды Олега отвечали за ситуацию с дромитами, то, следовательно, были одного народа-племени. Логика непробиваемая. За кого только не отвечала и не отвечает Россия, значит все за кого она отвечала одного народа-племени с русскими.

Николай Ф.: Пересвет пишет: цитатаЕсли это так, то, следовательно, киевские русы Олега отвечали за русов-дромитов, постоянно обитавших, получается в Черном море. Отвечали вероятно в той же мере, что и русский царь за казаков. В 911 г. просили их (дромитов) водить греческие сда до дома. А в 944 г. - хотя бы не трогать рыбаков в Лимане. И вообще ради бога там не зимовать. Пересвет пишет: цитатаА уж тогда-то пиратская база вполне могла функционировать веками. Я б все же не стал абсолютизировать пиратскую составляющую. Было ли оно русское пиратство? Пересвет пишет: цитатаКогда они же с соотечественниками чуть не взяли Константинополь, общественность должна была, натурально, ошизеть. Что она и сделала. С ув. Ник.



полная версия страницы