Форум » История Древней Руси » Апостолы и "равноапостольные" в ПВЛ » Ответить

Апостолы и "равноапостольные" в ПВЛ

Николай Ф.: Рассуждая то о "антивизантийской", то о провизантйиской, русской "автокефалической" или "проримской" направленности легенды, кажется никто не обратил внимание на главный результат ее официального признания (в 1080-е гг. Всеволодом Ярославичем и его потомками). Результат был в отказе от признания заслуг Владимира Святославича как "равноапостольного". Эти заслуги, то есть то робкие, то варваские попытки насадить христианство, обретали значение почти канонических ввиду представления о том, что в Русской земле не звучала апостольская проповедь. Но земля наша княжеским провидением была обращена к истинной вере. Почти уже святой во времена написания "Слова о законе и благодати" равноапостольный Владимир не был канонизирован до рубежа 13-14 века. Его славу отнял св. Андрей, занявший "пустующее место" апостола вероятно в результате некого соглашения Всеволода с греческим духовенством (вспомним его особые отношения с Византией). Откуда мне знать, что подобное понимание легенды возможно существовало? Мнение о том, что св. Андрей перенял после своего водворения на Руси заслуги Владимира отражено, например в косвенной, но в достаточно ясной форме в похвале Ивану Калите Сийского Евангелия (сер. 14 в.) : "хвалит Русская земля первозванного апостола Андрея, Греческая земля Константина". Эта последняя фраза, как и ряд других есть кардинально переосмысленная похвала Илларионова Слова: "Хвалит же похвальными гласами Римская страна Петра и Павла <....> Азия и Эфес и Павм - Иоанна Богословца, Индия - Фому, Египет - Марка<...> Похвалим же и мы, по силе нашей <...> нашего учителя и наставника великого государя нашей земли Владимира" Впрочем текст похвалы Иллариона то же заимствование более раннего образца, в котором таким же образом Русская земля хвалила Климента (якобы просветившего русскую землю). Можно поэтому очень предварительно наметить развитие преставления о просветителях Руси: 1) Хвалит Русская земля Климента (ранняя версия, возможно чудо "прозрения" Владимира в Корсуни предписывалось в первоначальной корсунской легенде Клименту) 2) Хвалит Русская земля Владимира (официальная идеология более не нуждается в Клименте и проч. принятие христианства - заслуга исключительно Владимира) 3) Хвалит Русская земля Андрея (компромис церкви и государства по поводу прав на раннехристианское наследие Руси). С ув. Ник.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

P.L.: Обязательно сообщу Андрею Витольдовичу о его недосмотрах :)))

DenisKa: Ему это пойдет только на пользу. Кроме шуток - я что-то сказал не то?

Andrew: DenisKa пишет: цитатаОднако же и имена "Борис" и "Глеб" после канонизации братьев также использовались именно как "мирские" (т.е. у их носителей были и крестильные имена). Если не сложно, кого вы имеете в виду ? Мне что-то сходу никто в голову не приходит. Обратные примеры уже для 12 века привести несложно.




полная версия страницы