Форум » История Древней Руси » Михайлов К.А. Киевский языческий некрополь и церковь Богородицы Десятинная » Ответить

Михайлов К.А. Киевский языческий некрополь и церковь Богородицы Десятинная

Николай Ф.: Михайлов К.А. Киевский языческий некрополь и церковь Богородицы Десятинная//Российская археология, 2004, 1, с.35-45. //стр. 35 Судя по материалам недавних раскопок Подольской и Старокиевской экспедиций, в первой половине X века основные жилые и торговые кварталы находились на Подоле, вблизи берега Днепра. Наоборот на Старокиевской горе находился огромный городской некрополь, который тянулся от Десятинной церкви и До Софийского собора. Каждые новые раскопки обнаруживают здесь все больше погребений X века, перекрытых постройками XI-XII веков. Попытки выявления «довладимирова» строительства на участках, занятыми могилами не увенчались успехом. По-видимому и древнейшее киевское городище на Старокиевской горе, открытое Д.В. Милеевым, прекратило свое существование еще до появления Древнерусского киева и древнерусского некрополя X века. Указанный Некрополь был уничтожен, а его курганы снивелированы во время строительства города Владимира в конце X века. Фактически в 990-е годы происходит полная перепланировка Киева с переносом княжеской резиденции, религиозного, административного центра на Старокиевскую гору из неизвестного и вероятно до сих пор не открытого места. Могильник на Старокиевской горе был разрушен фактическе в ходе одномоментной акции: строительства Десятинной церкви и стен «города Владимира». Остатки некрополя за пределами Владимирова города были снивелированы позднее, во время строителства «города Ярослава». В настоящее время на Старокиевской горе сохранилось почти 150 погребений X века. Значительную часть их составляют трупоположения, которые находятся на 50-70 см ниже снивелированной строителями поверхности. Уничтожению в основном подверглись погребения с трупосожжениями, из которых сохранилось около 10 могил. //стр. 36 Судя по пространствам, оставленным между сохранившимися могилами с трупоположениями, основную часть могильника занимали могилы с трупосожжениями. 20 сохранившихся могил на Старокиевской горе (около 13%) – камерные. Соотнеся площадь могильника с числом сохранившихся камер можно представить, что это могильное поле было не меньше Центральной группы в Гнездово или могильника Hemlanden («Черная земля») в Бирке. Хемладен – 17 га //стр. 37 Группы в Гнездово: Лесная -17 га, Центральная – 28 га. По подсчетам П.П. толочко в «городе Владимира» в XI веке было затроено не менее 10 га и все это пространство занимал могильник X века. Новые исследования позволяют присовокупить к этим 10 га еще не менее 10 га «города Ярослава». Все камерные погребения могильника относятся к X веку. Традиция сооружения древнерусских камерных погребенийц как известно своим происхождением связана со скандинавами. Наиболее тесное скопление богатых камерных погребений X века обнаружено вблизи фундамента Десятинной церкви и непосредственно под церковью. Все обнаруженные камеры за исключением №109 (по схеме М.М.Каргера) оказались не тронутыми, хотя строители несомненно обнаружили их при строительстве. //стр. 38 Погребение 109, которое полностью при строительстве попало под фундамент апсиды оказалось пустым. Верхнее перекрытие камеры было снято. Очевидно при строительстве могила была вскрыта, а погребение изъято. //стр. 39 Это кажется очень странным на фоне тотального разрушения всего остального Некрополя. Кроме того замечательно, что ни в одном из древнерусских могильников не встречается группы камерных погребений, расположенных так плотно. //стр. 40 Некоторые исследователи считали эти погребения погребениями христиан. Однако христианская принадлежность могил не подтверждается археологическими находками. А сам обряд погребения в камере исчезает на Руси после принятия христианства. //стр. 41 Автор статьи обращает внимание на неоднократно отмеченную традицию погребения (и даже перезахоронения) родичей-язычников в пределах церковной ограды. Эта практика, по мнению новокрещенных вождей, обеспечивала им своеобразную связь и посмертное воссоединение с родом, она отмечена неоднократно у германских народов и на Руси. //стр. 42 Вывод к которому приходит автор статьи: в районе фундамента Десятинной церкви, до ее постройки находился участок фамильного некрополя княжеского рода, представленный рядом камерных погребений. В конце X века эти погребения видимо были отмечены на поверхности, возможно современники знали, кто и где похоронен. Строители намеренно не тронули эти могилы, ибо такова была воля киевского князя, донатора храма Владимира Святославича. После постройки храм превратился в усыпальницу княжеской семьи, что прекрасно вписывается в данную концепцию. P.S. Да, как же теперь быть с летописной топографией ряда событий… С ув. Ник.

Ответов - 0



полная версия страницы