Форум » История Древней Руси » Мощи Климента, папы Римского » Ответить

Мощи Климента, папы Римского

Николай Ф.: Мощи Климента, папы Римского Св. Климент – четвертый Римский папа и один из первых христианских мучеников (ум. 97 г.). Мощи его были обретены в Корсуни в 861 г. стараниями св. Кирилла, просветителя славян. Часть мощей была впоследствии принесена Кириллом в дар римскому папе. Часть осталась в Корсуни и в 988 г. после взятия Корсуни Владимиром в качестве трофея была вывезена в Киев (в том числе глава св. Климента). Мощи Климента находились в Десятиннной церкви, где в честь святого был утроен особый придел. Святой пользовался особым почитанием у русских. «Слово на обновление Десятинной церкви» называет этого святого патроном Русской земли. А Киев – городом, превосходящим славой другие города, так как в нем хранятся мощи Климента. Вопрос о значении культа св. Климента на Руси был в свое время акцентирован ныне покойным Аполлоном Григорьевичем Кузьминым в работе «Западные традиции в русском христианстве»//Введение христиантсва на Руси. М.,1987, с.21-54. А.Г. обратил внимание на то, что культ св. Климента, основанный фактически Кириллом Солунским, просветителем славян был общим для западных и восточных славян, а также Корсуни, являлся символом церковной независимости и аргументом в споре о праве русской церкви на самостоятельность от Византии во внутрицерковных делах. Так А.Г. Кузьмин приводит интересный факт. В середине XII века, когда развернулась борьба вокруг попытки князя Изяслава Мстиславича утвердить на киевской кафедре митрополитом русского иерарха Климента Смолятича, против этого решения выступили большинство греческих и несколько русских епископов. В ответ черниговский епископ Онофрий аргументировал правомочность поставления митрополита без санкции Константинополя: «глава у нас есть святого Климента, якоже ставять греки рукою святого Ивана». То есть русские, обладая мощами Климента, имеют право делать то же, что греки творят именем Иоанна Златоуста. Если с восприятием Климента на Руси все более или менее ясно, без объяснения остались, как мне кажется некоторые мотивы возникновения культа. Кирилл Философ, просветитель славян, оказался в 861 г. Корсуни проездом, по пути в Хазарию, куда он направлялся для диспута с иудейскими и мусульманскими священниками. В Корсуни Кирилл занимался изучением языков, что должно было помочь ему справиться со своей миссией. Мобилизация местного корсунского духовенства на поиски тела святого Климента, о котором мало чего было известно, кажется весьма неожиданной в этих условиях. Неожиданной, если конечно не посчитать, что эти поиски были каким-то образом связаны с хазарской поездкой. Возможный мотив: Кирилл в случае успеха миссии планировал «предъявить» и принести в дар новокрещенным хазарам частицу мощей «своего» таврического святого. Однако миссия окончилась неудачей. Частицу Мощей (основная часть осталась в Корсуни) Кирилл увез с собой – он использовал их в своей миссии в Моравии (чем можно объяснить дальнейшее почитание этого святого в западнославянских странах). После переворота в Византии, убийства императора Михаила и свержения Фотия, Кирилл вынужден был искать помощи в Риме. И в качестве «компенсации» передать папе мощи Климента в Дар. Сам Кирилл видимо глубоко верил в чудодейственную силу мощей. Он возил их за собой на протяжении многих лет. По завету Кирилла он был похоронен Мефодием в той же церкви св. Климента в Риме, куда были положены и мощи. С ув. Ник.

Ответов - 0



полная версия страницы