Форум » История Древней Руси » Волос скотий бог » Ответить

Волос скотий бог

Владимир: Приветствую, P.L. писал: цитатаВопрос о том, почему Волос - скотий бог я предлагаю адресовать Святославу Игоревичу и его воинам. Понимаете Вы, это дано!!! Как в геометрии! У нас есть «Волос скотий бог», а больше никакого «бога Волоса» нет. Аналогия с геометрией очень кстати. Давайте наконец разберемся по существу. Можем ли мы, как Вы предлагаете, просто брать это словосочетание и использовать его как есть, без анализа? Ответ очевиден - нет. Предметом науки не может являтся что-либо еденичное. Наука появляется только там, где можно что-либо сравнивать и из сравнения делать выводы. Определеимся с чем мы имеем дело. В данном случае «скотий бог» является комментарием к имени бога, которым от имени своих подданных клянется Святослав. Теперь можно ставить новые вопросы. Является ли такой комментарий типичным для такого рода клятв, насколько он необходим, если необходим то почему? Каково его происхождение - слова самого Святослава, его послов передававших изустно клятву либо писаря, либо составителя летописи, включившего этот договор в текст летописи? Кому этот комментарий был необходим? Почему аналогичного нет при имени Перуна. Из текста летописи видно, что клятва Святослава была переданна его послами Царю изустно. цитатаИ стал посол говорить все речи, и стал писец писать. Возможно, что комментарий принадлежит послу, как ответ на вопрос о сути этого бога, который мог быть неизвестен для византийцев, посольку в прежних договорах не присутствовал. Здесь мы уже входим в область догадок. Но из того факта, что в прежних договорах (и в особенности в первом) отсутствовал комментарий к имени Перуна, следует, что самому князю небыло никакой нужды разъяснять сущность бога именем которого он клянется. Типология должна сказать какими богами обычно клянутся язычники. Из самых общих соображений следует, что это должны быть самые грозные боги, гнева которых боится князь, его войско и его народ (ибо клянется он и от его имени). С этой точки зрения важна часть клятвы в которой описываются последствия её нарушения, поскольку они наступают в результате гнева богов. цитата и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. Здесь содержится косвенное указание на сущность упомянутых божеств. Иссечение собственным оружием может быть ассоциированно с гневом Перуна, бога войны. Это главный бог войска Святослава. Волос должен представлять не военную часть его подданных. А для них страшна просто смерть, а не смерть от своего оружия. Кто несет им смерть? Что кроется в словах будем желты как золото? Считаете возможным не связывать их и клятву именем Волоса? Тогда чем грозен Волос? И кому грозен. Напомню, Святослав клянется не только от имени войска, но от имени всех своих подданных. цитатаЯ, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и истинную любовь со всеми великими царями греческими, цитата Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, Появление нескольких божеств может быть связанно с полиэтничностью общества. Теперь, каково значение этого комментария, т.е. каков его точный перевод. Древнерусское слово «скот» многозначно, из словаря Фасмера узнаем: цитата др.-русск. скотъ «скот», «имущество» (Пандекты Никона), «деньги, подать» (часто в Пов. врем. лет, РП и др.; см. Срезн. III, 388), скотьница «казна» Без дополнительных соображений, предпочесть одно из значений другому невозможно. Предлагаю Вам изложить ваши соображения на основании которых Вы выбираете значение «скот». Есть ли основания полагать, что на Руси существовало божество покровитель скотоводов, были ли таковые существенной частью населения и был ли этот бог столь важен и грозен чтобы им клялся русский князь от имени своих подданных. По версии котороую отстаиваете Вы, как её понял я, культ Волоса сформировался в войске Святослава. Даже если бы такое случилось, не могу уловить оснований для использования его в клятве. Я перечислил то, что сходу приходит в голову, ясно, что здесь требуется исчерпывающий анализ без которого невозможно делать какие либо выводы.

Ответов - 46, стр: 1 2 3 All

Владимир: P.L. пишет: цитатаОткуда это следует? И каких «разных слоёв»? Это следует из того, что Волос бог, чьим именем от имени всех своих подданных клянется Святослав, используя имя этого бога на равне с Перуном. Отсюда и следует что это боги одного порядка, одинаково грозные. Но если раньше в договорах фигурировал один лишь Перун, то теперь еще и Волос. С чем это связанно? Смотрим договор Игоря: » А кто с русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь.» Два слоя населения, язычники и христиане - два бога, две кары. Кара от Перуна - смерть от своего оружия. Оба Бога в данном случае одного уровня, это главные боги. Для русов-христиан не используется какой-либо святой, типа Власия, а для нехристиан равный ему по могуществу языческий божок. В клятве Святослава мы также видим два бога и две кары, причем одна повторяет кару использовавшуюся в договоре Игоря, смерть от собственного оружия. Вторая кара не так понятна по деталям, но по сути это тоже смерть и ниспослать её по аналогии с договором Игоря должен второй бог, т.е. Волос. Повидимому и здесь существует второй слой населения, которого и представляет бог Волос. Эти изменения, возможно, как-то связанны с теми изменениями которые произошли на Руси после смерти Игоря.

SS: Владимир пишет: цитатаНо если раньше в договорах фигурировал один лишь Перун, то теперь еще и Волос. Хронология (Летопись по Ипатьевскому списку): (Олeг) Въ лЂто 6415 [907] — въ лЂто 6452 [944] “Wльга водиша и мужии єго на роту . по Рускому закону . кляшася wружьємь своимъ . и Перуномъ бм’ъ своимъ . и. Волосoм скотьимъ бг’омъ . и оутвердиша миръ” (Игорь): Въ лЂто 6453 [945] — въ лЂто 6477 [969] “”и будєть достоинъ своимъ wружьємь оумрєти . и да буде клятъ w Ба’ и w Пєруна . и eко пєступи свою клятву” Въ лЂто 6453 [945] — въ лЂто 6477 [969] “и наоутрe призва Игорь сли. и приде на холъмы кде стояшє Пєрунъ . и покладоша wружья своя и щиты . и золото . и ходи Игорь ротъ . и мужи єго . и єлико поганыя Руси . а хрстьяную Русь водиша въ цр’квь с’tго Ильи . яжє єсть надъ руцьємъ . конць Пасыньче бєседы . и Козарє . сє бо бe сборная цр’кви . мнози бо бeша Варязи хрстьяни” . (Святослав): Въ лЂто 6453 [945] — въ лЂто 6477 [969]) “да имеємъ клятву Баг . в нежє веруємъ в Пєруна . и въ Волоса баг скоть”. RE: 1. Волос упоминается eще при Олeге. 2. Волос “выпадает” у Игоря и “появляется” у Святослава (может быть просто забыли вставить в текст?). 3. Часть дружины Игоря были xристияне 4. Варяги – xристияне.

Владимир: Владимир пишет: цитатаВ клятве Святослава мы также видим два бога и две кары, причем одна повторяет кару использовавшуюся в договоре Игоря, смерть от собственного оружия. Вторая кара не так понятна по деталям, но по сути это тоже смерть и ниспослать её по аналогии с договором Игоря должен второй бог, т.е. Волос. Повидимому и здесь существует второй слой населения, которого и представляет бог Волос. Эти изменения, возможно, как-то связанны с теми изменениями которые произошли на Руси после смерти Игоря. еще одно важное обстоятельство которое следует учитывать при анализе ситуации с Волосом. Если в клятве Святослава он по сути бог равный Перуну, то уже при Владимире Волоса нет среди главных богов, а если Велес не равен Волосу, то его нет вообще. Это как раз один из косвенных фактов указывающих на то что включение Волоса в клятву Святослава было связанно с некими особыми обстоятельствами. Может быть Волос представлял племена вошедшие в союз с Святославом в период этой войны.


P.L.: Владимир пишет: цитатаЕсли в клятве Святослава он по сути бог равный Перуну, то уже при Владимире Волоса нет среди главных богов, а если Велес не равен Волосу, то его нет вообще. Вот именно.Владимир пишет: цитатаМожет быть Волос представлял племена вошедшие в союз с Святославом в период этой войны. У Ловмяньского (и я с ним согласен) более простое объяснение. Никаких свидетельств в пользу того, что Волос - бог, условно говоря «воев», а не дружины, нет.

Владимир: P.L. пишет: цитатаНикаких свидетельств в пользу того, что Волос - бог, условно говоря «воев», а не дружины, нет. Тексты всех договоров недвусмысленно показывают, что когда речь идет о Перуне речь идет о «главном» божестве всего народа, а не только тех кто заключает договор. Догвор то по своей сути не временный а на века, значит отвечать по нему не только тем кто его заключает а и их потомкам. В договоре Игоря для подданных Игоря христиан, использован христианский Бог. По аналогии и Волос это бог какой-то группы подданных Святослава, пусть даже и временных. Но это не божек, а Бог, способный наслать кару.

P.L.: Владимир пишет: цитатаПо аналогии и Волос это бог какой-то группы подданных Святослава, пусть даже и временных. Но это не божек, а Бог, способный наслать кару. Сочувствую Вашему почтению к Волосу, но кару может наслать не то что божок, но даже домовой. Владимир пишет: цитатаВолос это бог какой-то группы подданных Святослава Какой именно группы? Владимир пишет: цитатакогда речь идет о Перуне речь идет о «главном» божестве всего народа, а не только тех кто заключает договор. Где у Вас логика: если Перун - бог всего народа, то и Волос должен быть богом всего народа, и, наоборот, если Перун - бог дружины, то и Волос бог какой-то ДРУГОЙ части народа (так иногда считается, но это, видимо, неверно).



полная версия страницы