Форум » История Древней Руси » Велес-Волос - Гермес » Ответить

Велес-Волос - Гермес

Владимир: Николай Ф. пишет: цитатаВолос, стоявший на Подоле, в торговой, неаристократической части города, Так может он был богом торговли? Напрашивается сравнение с Гермесом, который как и Волси связан с фаллическим культом - http://ru.wikipedia.org/wiki/Гермес http://www.foxdesign.ru/legend/germes3.html цитата Первоначально Гермес — фаллическое божество, изображавшееся гермами. Герма представляла собой каменную колонну с вырезанной головой Гермеса и подчеркнутыми половыми органами. Устанавливались гермы на перекрестках дорог и наряду с сакральной функцией, служили дорожными указателями. В 415 г. до н.э. гермы были уничтожены. Во времена Рима они потеряли связь с фаллическим культом Гермеса и стали изготавливаться в виде прямоугольной колонны, на которую водружался бюст человека или божества. Гермес — бог торговли, прибыли, интеллекта, ловкости, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог гимнастики. Обратимся к Фасмеру: цитата скот - др.-русск. скотъ «скот», «имущество» (Пандекты Никона), «деньги, подать» (часто в Пов. врем. лет, РП и др.; см. Срезн. III, 388), скотьница «казна» Заимствование из герм. (ср. гот. skatts, др.-исл. skattr «налог», др.-сакс. skat «монета, состояние»,... нов.-в.-н. Schatz «сокровище») вероятнее, чем родство с герм. словами; .... Принимая во внимание др.-фриз. sket «деньги, скот», Шварц ... предполагает лангобардско-варнский источник заимствования. Исконное родство гот. skatts и слав. skotъ.. не исключено, ... Др.-русск. знач. «налог, подать» некоторые ученые пытаются объяснить как частное заимствование из др.-исл. skattr Дополню из Кёблера : got. skatts, ae. sceatt, as. skatt*, ahd. skaz, afries. skett; germ. *skatta-, *skattaz, Скот, M?nze, Schatz «сокровище, богатство; налог, пошлина; оброк»; С учетом всего выше сказанного, для меня достаточно убедительным является то, что Волос был богом покровителем торговли,а не богом покровителем скотины, как Власий. Столь сильная аналогия с Гермесом, может указывать на возникновение этого культа как кальки с культа Гермеса, с обычной заменой имени (как Меркурий у римлян). Содержание статьи Фасмера Велес, дает основания подозревать о связи имен Велес и Волос. Эти имена возможно родственны, но восходят не к одному языку. Напр. одно является славянским, а другое германским, а вместе восходят к общему корню, возможно фаллического содержания. В словарной статье Фасмера Велес сообщается о попытках сравнения с греч. «мужской», др.-инд. «оплодотворяющий». Есть еще одно интересное совпадение, опять-же с Гермесом. Др.сев. Vo,l-s-i имет два значения - половые ограны жеребца и «валок; валик; цилиндр; ролик». Есть другое др.сев слово с похожим (а возможно и тем-же) корнем Vo,l-r - круглая палка; посох; жезл (жезл у Гермеса!!!). got. walus*, ae. wala, walu, afries. *walu; E.: germ. *walu-, *waluz, палка; трость, посох; шест Напрашивается простая аналогия, в речи фаллос иногда называют колбасой или жезлом или палкой также формально можно и валиком. Возможно что как раз жезл Гермеса и стал основой его имени у проторусов (или/и у славян). А идоевропейский корень к которому это слово восходит - u.el (7) Pokorny 1140 Осталось попросить Серегея Тарасова, помочь разобратся в возможных путях получения Велеса и Волоса от этих германского и индоевропейского корней. Может быть так появится возможность выйти на русов.

Ответов - 31, стр: 1 2 All

P.L.: Вполне возможно, надо посмотреть этимологию слова «скот», хотя бы у Фасмера. Но пусть лингвисты скажут.

SS: Если подойти к этому вопросу с позиции qualitative inquiry, т.е рассмотреть само понятие “cкот” как феномен во всех его смысловых значениях, то возможно появятся некоторые нити. Вполне возможно, что летописец вложил в это слово некую иронию, хотя его смысл может и не иметь ничего общего с общеупотребительным “скот”. Возможно, что здесь может быть связь с Осирисом (Род) и Исидой (Роженицы), где корова по Геродоту была священным животным Исиды и изображалась с коровьими рогами на голове или как женщина с головой коровы. Связь Рода с Осирисом описана в Слове святого Григория Богослова. «И от тех (египтян) извыкоша древне халдеи и начаша требы им творити великия - Роду и рожаницам пороженью бога Осира». ««Извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Даже и до словен доиде. Се же словене начали трапезу ставити Роду и рожаницам переже Перуна бога их. (Слова святого Григория Богослова). С другой стороны непонятна эта фраза: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу.» (В житие Авраамия Ростовского) Еще более непонятен этот отрывок у Тихомирова: Особенно отчетливо местные финно-угорские корни прослеживаются в «Сказании о построении града Ярославля» - источнике позднем (XVIII в.), но имеющем древнюю подоснову. В «Сказании», в частности, говорится: «И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганыя веры - языцы зли суще... Идол ему же кланястасе сии, бысть Волос, сиречь скотий бог». Идол Волоса стоял среди Волосовой логовины, где находилось святилище, горел жертвенный огонь, совершались обряды и жертвоприношения. У жителей особым почетом и уважением пользовался волхв, отправлявший все эти обряды. Затем описывается борьба князя Ярослава с обитателями Медвежьего угла. (Тихомиров И.А. О некоторых ярославских гербах. В кн.: Труды II Областного историко-археологического съезда во Владимире. Владимир. 1909, с. 35-36.)

P.L.: SS пишет: цитата«Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу.» (В житие Авраамия Ростовского) Нужно смотреть оригинал. Вы цитируете по русскому переводу. Кроме того, что Вам непонятно в этом фрагменте? SS пишет: цитатаЕсли подойти к этому вопросу с позиции qualitative inquiry, т.е рассмотреть само понятие “cкот” как феномен во всех его смысловых значениях, то возможно появятся некоторые нити. Вполне возможно, что летописец вложил в это слово некую иронию, Никакой иронии быть не может. Волос упомянут НЕ В ЛЕТОПИСИ, а в тексте ДОГОВОРА руси с греками, включённом в летопись.


SS: P.L. пишет: цитатаКроме того, что Вам непонятно в этом фрагменте Что означает “Чудский конец” P.L. пишет: цитатаВолос упомянут НЕ В ЛЕТОПИСИ, а в тексте ДОГОВОРА Я знаю это, но договор не идет как приложение, а идет в общем тексте. Интересно, а если этот договор в оригинале, кроме как в летописи?

P.L.: Конечно, нет. Тексты договоров вставлены в летопись, причём именно в ПВЛ, т.к. в НПЛ их нет. Их аутентичность доказана. Независимость от летописи (отсутствие редактуры) выявляется сличением имеющихся вариантов ПВЛ - везде тексты практически одинаковые.

Александр: Приветствую!!! SS пишет: цитатаЧто означает “Чудский конец” Полагаю, “Чудский конец” - означает Чудская земля, т.е. по сути сам народ Чуди, т.к. земля в общеупотребимом смысле поклоняться никому и ничему не может. Если помните Новгород Великий делился на концы (районы) и на известном мосту частенько сходился в кулачки конец, ну например Софийский еще с каким-нибудь, т.е. люди проживавшие в этих частях города шли лупцевать друг друга. С Уважением, Александр

P.L.: Никакого Софийского конца не было. Была Софийская сторона - чисто географическое понятие. А вот концы (Неревский, Славенский и т.д. - всего 5 в позднее время) - административно-территориальные единицы в Новгороде. Известен ещё Копырев конец в Киеве. Процитируйте, пожалуйста, ОРИГИНАЛ и дайте ссылку на ИЗДАНИЕ, тогда будет яснее.

Александр: Вы не поняли смысла вопроса, вопрос звучал так: «Что означает чудский конец?», на него я и отвечал - это земля Чуди, а по сути, если брать в контексте «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу.» - это сам народ Чудь. А с Софийским концом я действительно напутал (Конец Неровский, Гончарский, Славянский, Загородский и Плотнинский), но это не играет роли в данном случае.

P.L.: Александр пишет: цитатаВы не поняли смысла вопроса, вопрос звучал так: «Что означает чудский конец?», на него я и отвечал - это земля Чуди, а по сути, если брать в контексте «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу.» - это сам народ Чудь. Всё это возможно, но нужна цитата из ИСТОЧНИКА, понимаете?Александр пишет: цитатаКонец Неровский, Гончарский, Славянский, Загородский и Плотнинский) Концы: НерЕвский, Гончарский (он же Людин), СлавЕнский, Загородский и ПлотниЦкий. Но это в позднее время. Сначала было 3 конца и Прусская улица (пруссы) - в домонгольское время.

Александр: Скажите, а по вопросу о Велесе, Вам достаточно будет например Латышских Дайн? В них сохранено имя Велю-мате - это тот же Велес, только в юбке и у Балтов. Правда большинство Дайн записаны в 19 веке, но лично я не встречал имен языческих богов (ни женских ни мужских) в народных песнях столь позднего времени.

P.L.: Недостаточно. Во-первых, где доказательства что это «тот же Велес». Во-вторых, это никоим образом не свидетельство в пользу тождества Велеса с Волосом. В-третьих, там ничего не говорится о том, что Велес - скотий бог.



полная версия страницы