Форум » История Древней Руси » Год6453 " Три мести Ольги..." » Ответить

Год6453 " Три мести Ольги..."

zinchenko_tanya: «Повесть временных лет…» В год 6453 (945) произошло убийство киевского князя Игоря древлянами. « Три мести Ольги как бы отражают элементы похоронного обряда: покойника несли в лодке, затем сжигали (этому соответствует сожжение древлянских послов в бане), а после погребения совершалась тризна и, вероятно, исполнялись ритуальные танцы, имитировавшие битву. Здесь же, на тризне по Игорю, Ольга превращает ритуальные военные игры в действительное избиение древлянских воинов». Я хочу дополнить официальный текст и считаю, что здесь мы подходим к важному вопросу о порядке престолонаследия. На Руси в 6453г действовал патриархальный принцип наследования престола. Муж вдовы мог призываться к наследию престола, но лишь в случае вымирания всех мужчин княжеского дома. « Вот убили князя мы русского возьмем жену Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». Тема сватовства не противоречит теме защиты сына от врага – убийцы и сплетается с ней. В тексте летописи содержится архаический по своему происхождению мотив брачного поединка между сватами жениха (Мала) и невестой Ольгой. В условиях феодализма сохранялись пережитки независимого положения женщины, и после смерти мужа её равноправное участие в воинских предприятиях. Героиня приобретает ещё одну функцию, не менее важную, чем охрана государственного благополучия, поддержания нравственного порядка. Конструкция обряда свадьбы в летописи следующая: 1) Сватовство. 2) Начало свадебного дня, баня. 3) Пир. 4) Свадебный поезд, отъезд невесты к жениху. «Не идёт зять за невестой, но приводят её накануне» Полный чин свадьбы требовал, чтобы каждое из обрядовых действий занимало своё время и место. 1) Приезжая, сваты начинали предварительные разговоры. Характер проблемы кто есть кто: « Муж твой, как волк расхищал и грабил, а наши князья «добри суть». Здесь просматривается отражение древнего обряда прение Зимы и Лета. Изображалась смена зимы весной в виде борьбы двух человек, сына злого божества, имеющего, по мнению древлян, звериную (волка) безобразную маску, и сын доброго божества. Смену одного мужа другим древляне представляли, как смену времён года. Ольга отражала концепцию высокой единственной любви, для которой замены не существует т. к. была угроза с новым замужеством потерять сына. Грубо отказывать сватам не полагалось. Но по приезду гостей их не впускают в ворота города «идите к своей ладье, величаясь, а утром я пошлю за вами» Щадя самолюбие, отказывали не вдруг, а назавтра. Для этого сюжета характерна игра в униженность и покорность героини. Сваты Мала блаженствуют «они уселись, величаясь, избоченившись и великих нагрудных бляхах», а героиня Ольга дожидается своего часа. Тем эффектнее выглядит их финальное посрамление «и сбросили их вместе с ладьёй в яму» « и повелела их засыпать живыми». Запомним, что смерть родичи Мала « гости добрые» числом 20 ,приняли от стихии земли. 2) В баню смыть пот и грязь ходили с утра свадебного дня. По просьбе Ольги сватать её пришли «лучшие мужья, управляющие Деревской землёю». Ольга отправляет новых сватов в баню, где они по её приказу и сгорели «и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь её от двери и сгорели все». Отметим, что сваты умерли от стихии огня. 3)Пир. Ольга коварно зазывает древлян на пир, который они могли воспринимать как свадебный. Но Ольга знает, что свадьбы не будет и данный пир - тризна на могиле убитого мужа Игоря. Уже уничтожены «добрые люди», «лучшие люди» деревской земли, остались пьяницы «и когда опьянели древляне…приказала дружине рубить древлян, и иссекли их (уже не 20), а 5000». «Древляне пили», а пить можно только жидкость, к которой относиться и стихия воды 4).Свадебный поезд. «Ольга, собрав много воинов пошла на Деревскую землю», как будто к жениху. На самом деле, осадив город, она попросила дань «по три голубя и три воробья» привязала к ним горящий трут и смерть к древлянам полетела по воздуху. Смерть, наши древние предки, представляли в растворении плотных стихий в более тонкие: земли- огня- воды- воздуха. Вот почему древлян закапывают в землю, сжигают в бане, напившихся убивают, и уничтожают горожан с помощью птиц, олицетворяющих стихию воздуха. Сказание о сватовстве намного древнее тех исторических времен и событий, к которым оно было приурочено. Свадебные мотивы в летописи не остаются неизменными, они трансформируются, приспосабливаются к новому пониманию текста. Ольга, после убийства мужа играет политическую и хозяйственную роль « две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород, ибо Вышгород был городом Ольги» «Ольга устанавливала распорядок даней и налогов». Татьяна.

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

Николай: Здраствуйте, Татьяна. Думается вы верно подметили двойственность паволоки (фольклорной подосновы сюжета). А именно отражение в предании сразу двух ритуалов брачного и похоронного. Обычно делают упор на погребальнои мотиве. Между тем песни об Ольгиной мести, ставшие известными летописцу, делали видимо еще больший упор на обыгрывание свадебного мотива. Разложившееся местные овручские легенды 19 века (собраные А.Н. Коробкой) рассказывали об поисках и убийстве Юлгой, Графиней своего мужа (чиловика). В котором видимо следует видеть слияние образа мужа Игоря (Ригор сказаний, ср. "ригорова могила") и жениха Мала. Сложность однако состоит в проблеме разделения в сюжете древней фольклорной подосновы и исторического материала. С ув. Ник.

zinchenko_tanya: Здравствуйте, Николай! Фольклорную основу и исторический материал в летописи разделить невозможно, т. к. важнейшим качеством литературного процесса было подражание. Оно проявлялось в совпадении мышления, с каким - нибудь сочинением или обрядом на основе ассоциаций. В тексте «Месть Ольги» образы и мотивы идут к трем источникам: похоронному, свадебному обрядам, и календарному «спору зимы и лета». Выбор обряда автором летописи обуславливался их «уместностью», т. е., летописец, подражая обряду, создавал своё произведение. Например «пир» в летописи « когда опьянели древляне… приказала дружине рубить древлян и иссекли их пять тысяч» «В южнославянских эпических песнях широкое распростране¬ние имеет сюжет героического сватовства. Он прикреплен (с не¬значительными вариациями) к именам различных эпических ге¬роев, исторических и легендарных. В роли жениха выступают: сербский царь Стефан Душан; Юрий Смедеревец, т. е. истори¬ческий Юрий Дранкович; Будимский (т. е. венгерский) краль; Иво Чарноевич; в хорватской песне •— Янкович Стоян; у бол¬гар — король Шишман и др. Содержание этих песен в основном следующее. Герой сва¬тается к дочери чужеземного короля (часто «латинянина»). Отец невесты дает согласие и с коварным умыслом предлагает буду¬щему зятю приехать за невестой, но не брать с собой тех или иных видных юнаков из своей родни — будто бы потому, что они пьяницы и буяны. Одновременно королевна тайно преду¬преждает жениха, чтобы он привел с собой побольше сватов, в том числе и названных витязей. Жених, следуя ее совету, вы¬езжает с огромным свадебным поездом (1000 сватов). Нередко в эту свиту входят самые знаменитые сербские юнаки, имена которых перечисляются в своеобразном «каталоге героев». По приезде гостей не впускают в ворота города и предлагают им ряд богатырских состязаний. Выполняет поставленные задачи не жених, а один из сватов или несколько по очереди. После этого гости забирают невесту, в некоторых песнях — с последу¬ющей кровавой стычкой или с преследованием отря¬дом, высланным в погоню, который уничтожает воинскую сви¬ту жениха.» (В.М. Сравнительное литературоведение. Ленинград. Наука.1979г. стр. 379). В древнерусской литературе «Слово о полку Игореве» построено на синтезе исторических событий и свадебных и похоронных обрядов « ту кровавого вина не доста, ту пир докончаша храбрии русичи: свата попоиша, а сами полегоша за землю Русскую». Текстуальная зависимость всех данных произведений от обрядов не вызывает сомнений. Я склонна рассматривать фольклорную подоснову сюжета летописи г. 945 не как влияние или заимствование со стороны, а как подражание автором обрядам для создания своего нового текста. Татьяна.

Николай: zinchenko_tanya пишет: цитатаТекстуальная зависимость всех данных произведений от обрядов не вызывает сомнений. Я склонна рассматривать фольклорную подоснову сюжета летописи г. 945 не как влияние или заимствование со стороны, а как подражание автором обрядам для создания своего нового текста. Татьяна. Тем не менее в Слове - эпитеты-образы, в летописном рассазе о мести - целые сюжеты. Теоретически летописец 11-12 века мог их конечно выдумать. Но маловероятно... Более вероятно, что в основе вставленных в летопись преданий лежат историко-фольклорные воспоминания, сложившиеся вокруг Игоревой могилы (насыпи) в Древлянской земле. Записанные в 19 веке в овручской округе легенды доказывают, что здесь некогда существовало предание о возникновении Игоревой (Ригоровой могилы). Сохранившиеся детали разложившегося предания показывают, что в его составе был рассказ о поисках Ольгой (графиней, Юлгой) тела мужа (чиловика), а также рассказ о сооружение в его память огромной насыпи (по приказу Ольги ее воины насыпали курган, бросив на место погребение по "киверу", т.е. первоначально по шлему земли). Этот расказ вне сомнения должен был содержать и рассказ о тризне и поминках. Видимо тот же самый, что и в ПВЛ.... С ув. Ник.


zinchenko_tanya: Уважаемый , Николай! Очень внимательно прочитала Ваше сообщение о предании (Ригировой могилы). Я допускаю мысль, что истоком подражания вполне могло быть данное предание. Но, я думаю, что летописец дополнил и переработал его так, что получилось новое самостоятельное произведение. Его летописный рассказ, где он взял за основу драматическое действие свадебного обряда, не единственный в древней литературе. И автор « Слова о полку Игореве», для своих замыслов, гениально соединил историческое повествование со свадебным обрядом – плачем. Для сравнения я использовала книги : 1) Русская свадьба (Свадебный обряд на Верхней и средней Кокшеньге и на Уфтюге Вологодской области) « Современник» Москва. 1985г. 2). Русская народная поэзия (обрядовая). Ленинград. « Художественная литература». 1984г. В русском обрядовом фольклоре получили распространения свадебные песни о соколе – юноши и лебёдушке девушке, как о женихе и невесте « Ты Сокол Соколович, Да ты летал перелетывал Да замечал себе лебедушку» В «Слове…» « пущашеть10 соколов на стадо лебедей». Началом самой свадьбы было закрывание невесты платком, для которой мерк белый свет. «Перекатное красное солнышко Закатилось за облачко». В «Слове…» «…възре на светлое солнце и виде от него тьмою…». По свадебному ритуалу невеста расставалась с « дивий волей» « Я из див здивовалась». По поверьям дивья красота уходила в лес и садилась на верхушку дерева. В « Слове…» «Збися див кличет върху древа…» ( Об этом обряде я уже подробно писала на форуме). Самое знаменательное событие, предшествующее свадьбе, это встреча двух родов – сватовство. В свадебных песнях мосты мостить означало свататься, а мотив перевода по тоненькой мостиночке замужество « По мостиночкам дубовым Идёт наша барыня». В «Слове…» «…красные девкы половецыя … начаша мосты мостите…». Название свадебного обряда « запоручивать» происходит от того ,что обе стороны бьют по рукам – сговариваются. « Во сегодняшний день, что не громы грянули То родители мои по рукам ударили». Во время сговора невеста причитала: « Наставала тучка тёмная Туча тёмная страховитая Со громом, с частой молнией» В «Слове…» « Чърныя тучя с моря идут …а в них трепещут сини млънии». Сон Святослава в «Слове…» похож на сон невесты, который она традиционно рассказывает матери утром в причётах «недели»: «Привиделся мне страшный сон». В « Слове…» « Святослав мутенъ сонъ виде…». В плаче невесты « Да всё пуста стоит хоромина Да углы все отвалились». В «Слове…» « Уже дъски без кнъся в моем тереме златовръсем». В обряде « Мягкая то постелюшка Да как на синем море…» В «Слове… « …на кроваты тисове… и несошася к синему морю». Сон невесты разгадывался подругами « Мы рассудим страшный сон…». В «Слове…» сон осмысливался боярами « И ркоша бояре князю…». Застолье у невесты - в «Слове…» « ту пир докончаша…свата попоиша». После застолья совершался постельный обряд – молодых отводили в спальное помещение и оставляли наедине. В «Слове …» « с хотию на кровать…». Всякое произведение – это закодированная информация. Кодом служит художественный язык( сложившийся в процессе исторического развития), где качеством литературного процесса было подражание и в «Слове…» и летописи свадебному обряду. Татьяна.

Гюрга: Приветствую! Очень интересно! Мне попадалась в сети версия, где автор утверждал, что в "Слове о полку Игорева" кн. Игорь ехал сватать половчанку для сына. Но сваты нарвались на "чужих" половцев. Вставки Мусина-Пушкина испаганили оригинальное произведение.... С уважением, Юрий!

zinchenko_tanya: Добрый день, Юрий. Не обязательно думать, что дочь Кончака и сын Игоря Владимир к апрелю 1185г. были помолвлены. Видимо, когда писалась летопись и «Слово…» князь и хан действительно стали сватами. Возможно, летописец просто опережал события. По тексту «Слова…» Владимир был насильно женат на половчанке, когда был в плену. « сокольца ( Владимира Игоревича) опутаеве красною девицею» В народной поэзии « опутать» значит женить насильно с помощью ворожбы, приворота. «И выкини мати опутинку, чтобы было чем опутать ясна сокола, то моего жениха». ( Русская народная поэзия. Ленинград. 1984г. с 61). Не ездят свататься, когда «луци напряжении, тули отворении, сабли изъострени». Конечным пунктом Игорева похода был Дон «позримъ синего Дону» « испить шеломом Дону». Мы знаем, что по рекам проходили торговые пути. В 1170г. состоялся съезд, на котором Мстислав Изяславич говорил: «Половцы отнимают Греческий путь ( по Днепру) Соляной (по Дону) и Залозный ( по Дунаю)». Главная цель Игорева похода состояла, вероятно, в овладении путями международного обмена по Дону, с целью наладить свою торговлю и контролировать сырьё, ради обогащения казны. Женитьбой Владимира на дочери, Кончак желал добиться мира и сохранение контроля над торговлей по Дону. В это не верил Гзакъ « ни нама будетъ сокольца, ни нама красны девицы, то почнутъ наю птици бити в поле Половецкомъ». По всей видимости, женитьба Владимира, сделала «уместным» привлечь свадебный обряд в качестве основы для подражания автору, чтобы создать новое произведение «Слово…» с сообщением исторических реалий. Татьяна.

zinchenko_tanya: Для нас современных людей непонятен сам сюжет мести Ольги. Зачем ей нести сватов в ладье: « Не едим ни на конях, ни на возах и пеши не идём, но понесите нас в ладье». Поступок Ольги, описанный в летописи, может показаться не имеющим причинно- следственной связи, т. к. чуждая система образов не вызывает у нас адекватной чувственной реакции. Летописец сознательно пользовался символами для того, чтобы объяснить текст летописи в категориях, понятным людям его времени. Всем был известен установленный богами закон: солнце умирает вечером и неизменно воскресает утром. В летописи « мужа моего уже не воскресить, но хочу воздать вам завтра…». Идейно -смысловой подтекст перемещения в ладье сватов легко понимался русичами. Древние селились по рекам. На восточном берегу жили люди, другой был отдан потустороннему бытию. Этот обычай имел символику. Солнце рождалось на восточном берегу и умирало на западном, так и люди проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти перемещаются на запад. Смерть была уходом в другой мир. В свадебных обрядах один берег – своя, невестина сторона, другой берег - чужая женихова « темная, угрюмая». Переход невесты через реку «по тоненькой мостиночке»( это переселение невесты в другую семью и другой род) мыслился как смерть. Когда не было моста, то реку переезжали в «ладье», что символически означало уход сватов Мала из мира живых в мир мертвых « и сбросили их вместе с ладьёй в яму. И повелела засыпать их живыми…». Татьяна.

zinchenko_tanya: Далее по тексту летописи « И разожгли баню и вошли в неё древляне; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь её от двери, и сгорели все», автор проводит мысль загробного воздаяния за грехи. Преисподняя описана, как тюрьма, из которой грешники не могут выйти. В аду становиться всё горячее, пока не доходят до « страшного», в котором не знают успокоения – это сплошное море огня. Самым грозным наказанием грешника в потустороннем мире считалось окончательное уничтожение всего его существа. Одним из способов такого уничтожения было сжигание. В загробном мире наказание за грехи предусматриваются различные: истязание – нанесение смертельных ран, обезглавливание. В летописи «и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их пять тысяч». Слабые, по мнению летописца, должны побеждать зло не силою, а хитростью « и стояла Ольга всё лето и не могла взять город…» и взяла у древлян дань « по три голубя и три воробья». Образ горящей птицы, по - видимому, восходит к древнейшим космогоническим представлениям о рождении Солнца в облике птицы. Солнечный бог, парит над миром, защищает справедливость и миропорядок. В христианстве Святой Дух представляли и в образе голубя и образе язычков пламени. Татьяна.



полная версия страницы