Форум » История Древней Руси » 912г.Смерть Вещего Олега - несчастный случай,или...? » Ответить

912г.Смерть Вещего Олега - несчастный случай,или...?

zinchenko_tanya: Вещий Олег «спрашивал волхвов и кудесников: « От чего я умру?» И сказал ему один кудесник «Князь! От коня твоего … тебе и умереть!». Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: « Никогда не сяду на него и не увижу его больше»…на пятый год помянул он своего коня, от которого когда - то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он конюха и сказал: « Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил : « Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: « Не право говорят волхвы, но всё то ложь, конь умер, а я жив». … И проехал на то место, где лежали его голые кости и череп…, и ступил он на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он». Текст более чем известный. И всё -таки (я попробую сейчас показать) – страницы ещё до конца не прочитанные. Внезапная смерть Олега от несчастного случая в912г. получила своё глубинное объяснение в « Повести временных лет…». Автор текста решает проблему кто главнее в обществе: князь Олег – официальный правитель, или волхвы и кудесники – не официальные, но общепризнанные политические правители. Князю Олегу удалось покорить народы и властвовать «над полянами, древлянами, и северянами и радимичами», «повесить щит свой на вратах в Царьграде». Он превратил сравнительно небольшой город Киев в столицу огромного княжества « Да будет матерью городам русским». Но судя по летописному рассказу роль жрецов (волхвов) была выше. Князь Олег по сравнению с волхвом имеет более скромное значение. Кудесник толкует выпавший жребий и от «его волхования сбывается чародейство» т. е. жизнь князя зависит от его предсказаний. Причина смерти Олега – конь. Главное – что в традиции всех индоевропейских народов, лошадь была главным священным животным. Культ лошади прослеживается по всему ареалу распространения индоевропейских языков не только в простейших,но и в сложных формах, которые совпадают настолько точно, что объяснением может быть лишь существование этого культа ещё на индоевропейской стадии. Воспользуемся обрядами древних германцев ( Древние германцы. Сборник документов. М.1937г). в главеХ. Публий Корнелий Тацит « Германия» сообщает : « Особенностью же этого народа является то, что он ищет предзнаменований и предостережений и от лошадей…жрец примечает их ржание и фырканье, и ни к какому гаданию германцы не относятся с большей верой, и притом не только простолюдины, но и знать; жрецы считают себя служителями богов, а коней посвящёнными в их тайны». На Руси изображение коня, особенно его головы, повсеместно считались мощными магическими амулетами. Коньки на крышах русских изб – упрощенные изображения всё тех же конских голов. Видимо, существовал обряд который предписывал голову коня помещать на самое высокое место- крышу дома. Олег наступает на череп коня, показывая неуважения к священному животному- коню и языческому богу его покровителю. Ведуны, прорицатели, в представлении автора летописи, остаются проводниками недобрых сил. Прибегая к магии, волхвы оказывали большое влияние на правителя, а неугодных умертвляли. Татьяна.

Ответов - 26, стр: 1 2 All

zinchenko_tanya: Ув. Прохожий, очень приятно, что Вы включились в нашу беседу. Уточню значение слова Вещий. Вещий и вещь имеют один корень. Вещь возводят к vektio (польс. wiec,где e, болг. веш, где е , tio –суффикс уменьшительный и конкретизирующий), сопоставляют с санскр.vac – vacas – речь, мудрость, лат. vos- голос, звук. Таким образом, с одной стороны, предмет вещь, а с другой стороны голос, слово, звук.Ср. рус. Речь и польск.rzecz – вещь предмет,бел- рэч- вещь, предмет, словенск. реч- предмет ,вещь. Вещий Миклошич производит от корня ved –ved- tio, исходя из современного значения слова ведать, знать и возводит к vek tio изрекающий, говорящий, владеющий, словом. См. вещий пророк, радио вещает. Владели словом жрецы, князь воевода лучше владел мечом. Во время обряда волхвы, кудесники с большим вдохновением исполняли песнопения и были щедры на красноречие. Именно жрецы, находясь в состоянии транса, могли путешествовать по Вселенной, которая, по их мнению, состояла из трёх сфер: подземного мира, мира людей и небесного мира. Возможно, прозвище Вещий Олег получил оттого, что был подвластен волхвам. Татьяна.

прохожий: zinchenko_tanya пишет: цитатаВозможно, прозвище Вещий Олег получил оттого, что был подвластен волхвам. Конечно, на рубеже эпох князь ЕЩЕ был подвластен волхвам, хотя летописные тексты открывают уже новое время победы князей над жрецами - собственно, потому и появляется возможность говорить о "династии" киевских князей, когда воины утверждают новый тип власти. Но до Владимира Святославича старые порядки вполне живы, да и после него еще около века "отмирают". Прозвище же "вещий" от "ведать, знать" указывает на некое сокровенное знание, которое недоступно обычным людям. Его можно получить только в "ином мире", доступ в который имели боги, предки и жрецы. Князь мифопоэтической (=догосударственной, первобытной и т.п.) эпохи был главным ИСПОЛНИТЕЛЕМ важнейших ритуалов и потому приобщенным к "знанию". Ритуал же - это не просто симпатичные (или не очень) обряды, а действия, от которых столь же зависела жизнь народа, сколь и от необходимости отражать врагов или искать новые торговые пути...

zinchenko_tanya: Вы, умница, прохожий! И я хочу Вам рассказать какое « знание можно получить только в «ином мире». В летописи передача информации происходит в системе трёх стилей, которые были связаны с тремя зонами мироздания. Всё богатство русского языка вмещались в границы трёх стилей, и у каждого стиля была своя содержательная функция: Небесный – побуждает людей к добродетели, к благим поступкам. Земной – повествует о жизни людей, о изменениях в природе. Подземный – преступления людей, суд, судебные речи. Рассказ о смерти Олега я отношу к третьему стилю. Первая часть – само предание о преступлении, вторая часть- судебная речь, обвинительная, с осуждением волхвов всех мастей. В текст летописи 912г. автор вводит «поэтические» образы ,свойственные подземному миру: «ярость конская», «змеи и скорпионы» «вредные людям», «законопреступен», «люди не знающие добра»и « чужды праведного жития» « слуги зла», «сатанинские дела» и т. д. Судебная речь летописца начинается с текста « Не удивительно, что от волхования сбывается чародейство». Автор вопрошает: «Итак, кто что скажет о творящих волшебство?» и сам отвечает, что они «творят всюду бесовские чудеса». Волхвы так сильны, что могут «отогнать животных и птиц, которые бы вредили людям», но они «творят то, что хотят» и «не совершают ожидаемых действий». В свидетели случившегося автор призывает веру и христианского господа, т. к. других свидетелей не осталось, и уточняет, что преступления жрецов совершались «ещё до пришествия Христа». Я думаю, что текст летописи 912г. – это своего рода попытка исправить правовые нормы и запретить ритуальные жертвоприношения, сглаз, порчу – все чародейства, которые ведут к смерти людей, путём их осуждения. Но ещё долго за фигурой средневековой ведьмы будет проступать фигура волхва. Татьяна.


zinchenko_tanya: Древнейшие данные об употреблении змеи в качестве орудия убийства я нашла в тексте так называемого «Туринского папируса» ( Египет, конец Нового царства). Ядовитого гада она положила на дороге, по которой, осматривая свои владения — Верхний и Нижний Египет, часто ходил бог Солнца. «По свидетельству Д. Вилсона, ещё в XIX в. племя баниоро в Судане использовало змей для охоты на буйволов: «Они ловят африканских гадюк и живьём прибивают змей за кончик хвоста к земле посреди буйволиной тро¬пы, так, чтобы пресмыкающееся могло укусить проходящее животное. Ког¬да буйвол как обычно появляется на тропе, гадюка кусает его, впрыскивает яд, и животное вскоре умирает. В течение одного дня одна африканская гадюка может убить до десяти буйволов. Тело первого буйвола не едят, так как мясо считается отравленным, а все остальные употребляются в пищу»69. И вот змея ужалила великого бога Ра. 69 Бадж У. Легенды о египетских богах / Сост. С. Л. Удовик / Пер. с англ. М—Киев, 1997. С. 25 Татьяна.

серега: а зачем он наступил на этот череп

серега: он чё обойти не мог тем более это бал любимый конь



полная версия страницы