Форум » История Древней Руси » О хазарском походе Святослава Игоревича (проблема датировки) » Ответить

О хазарском походе Святослава Игоревича (проблема датировки)

Филин Николай: Привествую! По ссылке набросок статьи. http://histline.narod.ru/svyatoslav.doc Буду очень признателен за замечания и «контры». С ув. Ник.

Ответов - 8

МАВ: цитатаБулгар — маленький городок, и нет у него большого числа округов. Он был известен как пристань для этих государств, и опустошили его русы, а (затем) пошли на Хазаран, Самандар и Атиль (и случилось это) в 358 г. И отправились сразу после этого в страну ар-Руми и ал-Андалус, разделившись на две группы. Если ал-Руми возможно Византия, то что за ал-Андалус? Не та ли эта история о взятии некими русами (данами) Севильи?

Филин Николай: Привет! Да это именно эта история, наслоившаяся на сообщение о приходе Руси из Рума. Все известия о плаваниях руси в Андалусию восходят в конечном итоге к сообщению о нападении руси на Севилью. С ув. Ник.

Святич: МАВ пишет: цитатаЕсли ал-Руми возможно Византия, то что за ал-Андалус? Предполагается что здесь ошибка, и читать нужно не «Андалус», а «Анадолус» - то есть Анатолия.


Филин Николай: Да такая, обоснованная только созвучием названий, точка зрения довольно распространена в среде профисториков. Обратимся однако к Ибн Хаукалю и его пониманию этого термина. О печенегах он пишет: цитата«И они – шип русиев и их сила, и они выходили раньше к Андалусу, а затем к Бердаа». Перевод Крамерса не совсем понятен без исторического контекста. На самом деле несомненно сие высказывание следует понимать как «они (русы) раньше ходили в Андалузию (Севилья 844 г.), а совсем недавно приходили и в Бердаа». Эта Андалус в представлении Хаукаля не занимает определенного места ни во времени, ни в пространстве, о чем можно судить из следующего пассажа: цитата«Иногда заходят в некоторые обитаемые области Андалуса корабли русов, тюрки-печенеги и всякий народ из числа славян и булгар и злобствуют в ее областях, а иногда уходят, потерпев неудачу». Не может быть никакой речи о том, что печенеги, славяне и булгары часто появляются в Анатолии (и тем более в Андалузии) и злобствуют там. Видим лишь здесь модернизацию старого сообщения о нападении руси на Испанию в 844 г. Именно из него происходят сообщения о плаваниях руси в Рим и Андалуз (ал-Масуди) и подобные ему. С ув. Ник.

Святич: Филин Николай пишет: цитатаПеревод Крамерса не совсем понятен без исторического контекста. На самом деле несомненно сие высказывание следует понимать как «они (русы) раньше ходили в Андалузию (Севилья 844 г.), а совсем недавно приходили и в Бердаа». А можно считать что они раньше ходили на Амастриду в Анатолии, а совсем недавно на Бердаа.

Филин Николай: Святич пишет: цитатаА можно считать что они раньше ходили на Амастриду в Анатолии, а совсем недавно на Бердаа. Сие не известно арабской традиции. Походы в Андалузию и Рим (заметьте в сочетании) - «общее место». Поход в Амастриду, который в нашей историографии дается как пример повседневной активности руси на Черном море, на самом деле скорее всего - акт исключительной по своему масштабу драмы 860 г. С ув. Ник.

Святич: Филин Николай пишет: цитатаСие не известно арабской традиции. Единичный поход на Севилью тоже не самое известное событие. Филин Николай пишет: цитатаПоход в Амастриду, который в нашей историографии дается как пример повседневной активности руси на Черном море, на самом деле скорее всего - акт исключительной по своему масштабу драмы 860 г. Житие Георгия Амастридского датируют до 842г.

Филин Николай: Мнение о том, что нападение на Андалуз, также как и торговые экспедиции к ней соврешила русь отстаивал очень изве6стный автор ал-Масуди, заимствовал ал-Бакри и его последователи. С ув. Ник.



полная версия страницы