Форум » История Древней Руси » Аллогия - версия этимологии имени. » Ответить
Аллогия - версия этимологии имени.
Владимир: Обратившись к хорошо известному здесь ресурсу http://www.sofi.se/SOFIU/runlex/ можно узнать, что обе части имени являются продуктивными формантами, -laugR m. сближается с готс. liugan «дать священное обещание (клятву), состоять в браке» от герм. germ. *leugen? 1. клясться 2. присягать, давать присягу Первая часть может иметь несколько различных значений, первое это обычное обозначение всеобщности, т.е. весь, каждый и т.д. происходящее от герм. *ala но может также происходить и от *alu - «защита; 1. счастье 2. удача, счастливый случай » и от *athal- «благородный, первый, выдающийся» Поскольку заключение брака это и есть дача обещания, то по сути остается единственное значение, исходящее из германской основы - клятся, шведское пояснение, уточняет «avge heligt loefte» - давать священное обещание (обет; клятву; зарок, торжественное обещание ) может быть это случайное совпаденеи, но это единственное совпадение имени Аллогии и Ольги, с которой её обычно отождествляют. (oe - о-умляут) Какую клятву дала Аллогия? Если это Ольга, то не в результате ли этой »heligt loefte» она стала Хельгой?
Ответов - 43, стр:
1 2 3 All
Владимир: Порылся по словарю и сверил с сагой. В саге сказанно что «княгиня Аллогия была умнейшей из всех женщин,» для выражения превосходной степени в др.сев. оказывается было слово öllung-is, an., Adv.: nhd. durchaus {1. совсем, совершенно, вполне }, vollstaendig {adv совершенно, абсолютно }; L.: Vr 686b - http://www.koeblergerhard...woerterbuch/an-Ounter.pdf Началному русскому Пре- (прекрасный, премудрый) в др.сев. соответствует как раз All-
Владимир: вопрос об этой этимологии я закрываю, признавая не возможность образования имени из наречия «совершенно».
DenisKa: Владимир пишет: цитатаКожинов вот настаивает, что она была Прекрасой тут при чем? Он, прямо скажем, не историк -- скорее, политолог-фальсификатор.
Владимир: А мне по чем знать кто историк , а кто нет? Пишет что историк. Да в общем то и не в его точке зрения суть. Откуда это взялось - Ольга-Прекраса? Может быть тут какие-то кальки?
Святич: Владимир пишет: цитатаКакую клятву дала Аллогия? Если это Ольга, то не в результате ли этой »heligt loefte» она стала Хельгой? Кожинов вот настаивает, что она была Прекрасой, а Ольгой стала в результате брака. Я офигеваю, дорогая редакция. В саге чёрным по белому написано, что Аллогия - ЖЕНА Владимира. Ну как надо читать сагу, чтоб увидеть в ней давно покойную бабку?
DenisKa: Святич пишет: цитатакак надо читать сагу Так же, как агиографию (поскольку сага об Олаве Трюггвасоне -- фактически его житие). Аллогия, совершенно определенно -- чей-то символизированный, а, может быть, и конденсированный денотат. Вопрос -- чей.
Владимир: Святич пишет: цитатаЯ офигеваю, дорогая редакция. Спокойней, спокойней. Где Вы видели что я настаиваю на том, что Аллогия это Ольга? Я всего лишь рассматриваю как одну из возможностей, причем предложенной нне мной. Почему я должен исключать эту версию? Почему Вы считаете что единственно верное решение - следовать тексту саги?
Andrew: Владимир пишет: цитатаПочему я должен исключать эту версию? Почему Вы считаете что единственно верное решение - следовать тексту саги? Действительно, зачем нужно следовать тексту источников ? Почему они должны сдерживать свободный полет фантазии ? Но в таком случае - почему именно Ольга ? Почему бы не предположить, что Аллогия - это Клотильда, Дубравка или императрица Феодора ? Почему мы должны исключать эти версии ?
Владимир: Andrew пишет: цитатапочему именно Ольга Почему я сравниваю с Ольгой? Потому, что это одна (а какая вторая?) из существующих в научной литературе гипотез, другие мне не известны. Просто с кем-то сравнивать я не могу. А кроме того я сравниваю этимологию с тем, что известно об Ольге. Больше мне сравнивать не с кем. Мы не можем сравнивать с кем-то вообще, отстраненным от Владимира, но только с людьми близкими ему, поэтому никто из Вами предложенных не подходит.
Andrew: Владимир пишет: цитатаПочему я сравниваю с Ольгой? Потому, что это одна (а какая вторая?) из существующих в научной литературе гипотез Наверное, это все же вторая, а первая: Аллогия - это Аллогия и есть. Разве не так ? цитатаМы не можем сравнивать с кем-то вообще, отстраненным от Владимира, но только с людьми близкими ему, поэтому никто из Вами предложенных не подходит. По этому критерию в той же мере не подходит и Ольга. Или есть источники, свидетельствующие об особой близости Владимира к трупу бабушки ?
Владимир: Andrew пишет: цитатав той же мере не подходит и Ольга. Ольга подходит. Во первых она имеет отношение к Руси, к Владимиру, к принятию христианства, с ней связанна традиция того времени о мудрой княгине.
Святич: Каждое сомнение должно иметь основания. Была у Владимира жена ещё в Новгороде до Рогнеды? Была. От неё Вышеслав - старший сын Владимира. Так почему нужно что-то изобретать?
Владимир: Святич пишет: цитатаТак почему нужно что-то изобретать? Я ничего не изобретаю, и цель моя не решать проблему кто есть Аллогия в саге. Я пытаюсь разобратся с именем. Почему сравниваю с Ольгой я объяснил Андрею - мне больше не с кем сравнивать. И из наличия или отсутствия каких-то схождений я не собираюсь делать глобального вывода о тождестве Аллогии и Ольги. В сагах, как Вам должно быть хорошо известно, есть имена реальные, которым без труда находятся анналоги в истории и имена вымышленные, но не абсурдные, а имеющие смысл. Имя Аллогия еще где нибудь известно, кроме этой саги? Вы можете объяснить это имя?
Святич: Владимир пишет: цитатаЯ ничего не изобретаю, и цель моя не решать проблему кто есть Аллогия в саге. Я пытаюсь разобратся с именем. Вот и разбираетйсь исходя из того, что это жена Владимира. Владимир пишет: цитатаВ сагах, как Вам должно быть хорошо известно, есть имена реальные, которым без труда находятся анналоги в истории и имена вымышленные, но не абсурдные, а имеющие смысл. А есть и совершенно не имеющие смысла. Типа Хрегвида из саги об Оде Стреле. Как раз для персонажей сРуси это частый случай.
Владимир: Святич пишет: цитатаА есть и совершенно не имеющие смысла. Да, это характерно героическим сагам и сагам о древних временах. Святич пишет: цитатаисходя из того, что это жена Владимира. Этимологию я предлагаю, не опираясь ни на что кроме языка. А далее сравниваю уж с тем что есть. Например, по второй этимологии, есть ли какие-либо данные, летописные или былинные о какой-либо жене Владимира, указывающие на её премудрость «была умнейшей из всех женщин»? Об Ольге так сказать можно, летописная легенда о древлянах демонстрирует хитрость Ольги. На то что образ мудрой женщины в русской литературе сближается с образом Ольги в ПВЛ, обращали внимание Я.С.Лурье, Лихачев выделял в ПВЛ «Cказание о Премудрой Ольге».
Святич: Владимир пишет: цитатаА далее сравниваю уж с тем что есть. Например, по второй этимологии, есть ли какие-либо данные, летописные или былинные о какой-либо жене Владимира, указывающие на её премудрость «была умнейшей из всех женщин»? Об Ольге так сказать можно, летописная легенда о древлянах демонстрирует хитрость Ольги. Давайте отождествим Святослава, на основании этимологии его имени, с его же собственным сыном Владимиром. Ведь про кого, как не про крестиеля Руси, можно сказать что у него «святая слава»? Я вот никак не могу понять, каким образом можно связать этимологию имени первой жены Владимира, с фольклёрными сюжетами, связанными с его бабкой?
Владимир: Святич пишет: цитатаДавайте отождествим Святослава Поумней что-нибудь придумайте. Я не предлагаю отождествлять кого-то хорошо известного. О Святославе имеются независимые свидетельства. Святич пишет: цитатаэтимологию имени первой жены Владимира Первой жены Владимира? Сообщения этой саги Вам достаточно чтобы утверждать, что эта Аллогия первая жена Владимира? При том что никакие иные источники таковой не знают?
Andrew: Владимир пишет: цитатаПервой жены Владимира? Сообщения этой саги Вам достаточно чтобы утверждать, что эта Аллогия первая жена Владимира? При том что никакие иные источники таковой не знают? А вы вообще отрицаете существование лиц, известных только по одному источнику ? В таком случае количество известных нам жителей средневековья сократится раз этак в десять. Если, конечно, применять этот принцип последовательно, а не только для устранения неугодных персонажей.
Владимир: Andrew пишет: цитата А вы вообще отрицаете существование лиц, известных только по одному источнику ? Это зависит от надежности источника. Саги и другие подобные источники (напр. информация летописи для довладимировых времен) основанные на устных рассказах, переданных через несколько поколений, вызывают у меня очень большое подозрение. В данном случае время записи саги очень далеко отстоит от событий. Кроме того сагам вообще, как жанру присуще комбинирование сюжетов, заимствование из одной в другую ибо сага не является историческим рассказам, это литературный жанр, с совершенно иными задачами. Andrew пишет: цитатаприменять этот принцип последовательно сначала его надо четко обозначить. Персона может быть реальной, но сдвинутой на некторое количество поколений. Возможно смешение в единое описание событий связанных с разными персонажами и т.п. В данном случае в образе Аллогии может быть смешанна информация о нескольких женщинах. Образ мудрой княгини вообще прочно вошел в русскую литературу. Можно ли при таких обстоятельствах, без надежных свидетельств, связывать его с каким-то конкретным лицом?
Andrew: Владимир пишет: цитатаОбраз мудрой княгини вообще прочно вошел в русскую литературу. Можно ли при таких обстоятельствах, без надежных свидетельств, связывать его с каким-то конкретным лицом? Золотые слова. Только почему ограничиваться только русской литературой ? Это вообще универсальный образ. Покажите мне такую литературу, где его нет. Но я в свою очередь спрошу: можно ли на основании одного лишь того, что образ Аллогии нарисован в саге с использованием стандартного клише «мудрой жены», отрицать само ее существование ? При том, что никаких альтернативных источников, которые давали бы к этому хоть малейший повод, не существует.
полная версия страницы