Форум » История Древней Руси » и суть новгородстии людие до днешняго днн от рода варяжьска » Ответить

и суть новгородстии людие до днешняго днн от рода варяжьска

Владимир: В продолжение недавнего разговора о западных славянах в Новгороде. Какие «новгородстии людие» времен автора этих строк, хорошо осозновались как потомки «рода варяжьска»? Причем, летописец отличает этих варягов от общеизвестных скандинавов. А в родословии Великих князей руских написанно: «Первыи князь на Русьскои земли Рюрикъ, пришедыи из НЪмЪць». Но поянтие НЪмЪць не включало Скандинавию. О связи русов с территорией Германии говорит и Продолжатель Феофана: цитата...росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков. А с франками сюзниками были ободриты, в земле которых был город Рерик и князем которых был Гостомысл. Имя ободритов О.Н.Трубачев производит от славянского глагола ob(ъ)derti/*ob(ъ)dьrati «ободрать, ограбить», в пользу чего, свидетельствуют «Франкские анналы», рассказывающие об ободритах на Дунае: » ободриты , которые на языке народа называются грабителями». Но следует обратить внимание на то, что глагол «драть» имеет и второе значение - «бежать» см. сл. Фасмера. А это уже коррелирует с названием русов «дромиты». Не слишком ли много совпадений? Есть и еще одно интересное совпадение. Ободритов называли Ране, что следует сравнить с др.сев. r?n-a грабить, ra:n - грабеж‹ герм. *rahnjan - грабить. Но также и с герм. *rannjan - бежать. А о ком сказанно? цитата Племя то умеет воевать и на суше, и на море, привыкло жить грабежами и хищениями и в своей природной дикости всегда неукротимо, а культу и вере христианской совершенно чуждо. и еще цитата даже в самое последнее время этот разбойничий обычай у них настолько возобладал, что, пренебрегая совершенно выгодами от земледелия, они всегда готовы совершать нападения на море, возлагая свою единственную надежду и все богатство на корабли. О варягах-шведах, варягах-данах, варягах-урманах?

Ответов - 9

Пересвет: что «ободриты» - это живущие по Одеру. Как «черезпеняне» - за Пеной.

Владимир: Пересвет пишет: цитата это живущие по Одеру. Это была более ранняя точка зрения О.Н.Трубачева от которой он впоследствии отказался в пользу процитированной. Кроме того, славянская модель для образвания этнонимов по месту обитания Место+ане/яне.

МАВ: Лютичи, ЛужичАНЕ - не там же где и Ободриты?


Владимир: Полабские славяне объединялись в три племенных союза лужицкие сербы, лютичи (велеты), бодричи(ободриты). Полабские славяне

Пересвет: - локализация племен на каком основании сделана? Баварского географа? Или еще из каких-то источников известные моричане, жирмунты и проч.?

не-историк: правильно оботриты - мол получили (от датчан) и обтерлись

Пересвет: Вы в журнал «Крокодил» не пробовали обращаться?

Николай Ф.: Владимир пишет: цитатаКакие «новгородстии людие» времен автора этих строк, хорошо осозновались как потомки «рода варяжьска»? Летописец пытался объяснить не до конца ясную и современным ученых ситуацию перехода от племенного строя к государственному. Было племя словен, рассуждал летописец примерно так: «прежде же были словене». Потом вдруг на той же территории выросла Новгородская волость. Вроде бы новгородцы те же словене (о чем и говорится), но происхождение их господства в словенской земле неясно. Они, то есть Новгородская власть-волость над словенами «от рода варяжска». То есть речь идет о родстве не столько этническом, сколько о политическом. Сам Новгород и его господство в словенской земле основано варягами Рюрика, именно благодаря им словене стали новгородцами. Заметим, что это всего лишь интерпретация летописной легенды. С ув. Ник.

DenisKa: Владимир пишет: цитата недавнего разговора о западных славянах в Новгороде Т.е. об их отсутствии? Владимир пишет: цитатародословии Великих князей руских написанно Начало XVI века? Ну и отлично -- а при чем тут раннее средневековье? Владимир пишет: цитатаНо следует обратить внимание на то, что глагол «драть» имеет и второе значение - «бежать» см. сл. Фасмера. А это уже коррелирует с названием русов «дромиты». Не слишком ли много совпадений? Фасмера посмотрел -- наше сравнение с «удирать» -- т.е. не столько «бежать», сколько «убегать» в смысле «спасаться» и т.п. Как это название может «кореллировать» с литературной реминисценцией к этногеографическим представлениям античности -- непонятно. Владимир пишет: цитатаЕсть и еще одно интересное совпадение. Ободритов называли Ране, что следует сравнить с др.сев. r?n-a грабить, ra:n - грабеж‹ герм. *rahnjan - грабить. Но также и с герм. *rannjan - бежать. Ваши сближения, конечно, любопытны, но без соответствующей исторической и лингвистической базы -- бессмысленны.



полная версия страницы