Форум » История Древней Руси » «Троица» (идея пересечения истории божественной и человеческой) » Ответить

«Троица» (идея пересечения истории божественной и человеческой)

Николай Ф.: Интересно, что для изображения идеи единства трех ипостасей божества (Отец, Сын и Святой дух) Андреем Рублевым был выбран, в общем-то, далекий от идеи триединства исторический контекст (явление ангелов-вестников Аврааму и Саре). Исторический смысл сюжета: Изображение Троицы, как считает целый ряд исследователей, есть символическая реализация идеи жертвоприношения Христа. Центральная фигура композиции (Бог-Отец) обращена к внимающему ему Богу-Сыну, жестом благословляет его на жертву. Третья фигура (Святой Дух) выражает молчаливое согласие с волей Отца. Таким образом, на иконе изображен не только догмат (триединство божества), но и в равной мере историческое событие, а именно решение Бога послать в мир сына (Христа) для спасения людей. Мысленное соотнесение этого события «божественной» истории с историей человеческой позволило автору датировать этот акт временем Авраама. А общий исторический смысл иконы таков: Бог-Отец принимает решение послать своего сына в мир ради спасения людей. Но так как день Бога равен людской тысячи лет, мгновенное решение Бога должно реализоваться на Земле спустя многие поколения. Выбор праотцев Христа был сделан во время визита к бездетному Аврааму. В доме Авраама странники принимают решение о послании мессии и том, что род, в котором ему будет суждено родиться – род Авраама. Аврааму странники сообщают о будущем рождении сына и многочисленного потомства, но реальную ценность имеет лишь не высказанное предвидение рождения среди потомков Авраама Христа. С ув. Ник.

Ответов - 10

P.L.: Николай Ф. пишет: цитатаАндреем Рублевым был выбран Ну Андрей Рублёв выбирал не «сюжет» иконы, а определённую иконографическую модель, сложившуюся ещё в Византии - т.н. «ветхозаветную Троицу». Николай Ф. пишет: цитатаАврааму и Саре Авраам и СарРа. Николай Ф. пишет: цитатаМысленное соотнесение этого события «божественной» истории с историей человеческой позволило автору датировать этот акт временем Авраама. Не очень понимаю, что Вы пишете, но, если Вы имеете в виду, что Бог-Отец решил послать Сына в мир во времена Авраама, то это, с богословской точки зрения, ошибочно. План Божьего домостроительства (икономии) предвечен (хорошая популяризация этой богословской концепции есть у знаменитого протопопа Аввакума в начале его «Жития», где изображён разговор Отца и Сына). Николай Ф. пишет: цитатаИзображение Троицы, как считает целый ряд исследователей, есть символическая реализация идеи жертвоприношения Христа. Центральная фигура композиции (Бог-Отец) обращена к внимающему ему Богу-Сыну, жестом благословляет его на жертву. Третья фигура (Святой Дух) выражает молчаливое согласие с волей Отца. Такие трактовки существуют, но мне нои кажутся слишком натянутыми и в плохом смысле слова символическими (а символизация христианства - поздняя и не самая хорошая, на мой взгляд, традиция). Икона же ничего не символизирует, а свидетельствует о первообразе. А в общем я с большим интересом прочитал Ваш текст. Спасибо.

Николай Ф.: Да, Вы правы, насчет «выбора сюжета» я неудачно выразился. P.L. пишет: цитатаНе очень понимаю, что Вы пишете, но, если Вы имеете в виду, что Бог-Отец решил послать Сына в мир во времена Авраама, то это, с богословской точки зрения, ошибочно. План Божьего домостроительства (икономии) предвечен Да. Но были еще и апокрифы. В апокрифах и христианских народных легендах Христос и святые бродят по земле в образе странников и постоянно испытывают людей, решая их судьбу, раздавая награды и наказания. И там все не так предвечно. В «Троице» по сути предвечность божьего замысла минимизирована до одного застолья, состоявшегося около 1400 г.до н.э. в Палестине в шатре местного шейха Авраама. P.L. пишет: цитатаТакие трактовки существуют, но мне но и кажутся слишком натянутыми и в плохом смысле слова символическими (а символизация христианства - поздняя и не самая хорошая, на мой взгляд, традиция). Икона же ничего не символизирует, а свидетельствует о первообразе. Да я знаю, что даже не до конца все определились, какая фигура Отец, какая Сын и т.п. Но этот пост - скорее развлечение и шутка, основанный на смелом допущении, «что все так и было». P.L. пишет: цитатаА в общем я с большим интересом прочитал Ваш текст. Спасибо. Спасибо. С ув. Ник.

zinchenko_tanya: . Почему бог триедин? Зачем богу иметь число? Люди, которые задумывались о власти числа приходили к странным выводам: «Мир подобен числу» (Пифагорийцы). Поистине наша приверженность числу три достойна изумления и во всех случаях мы имеем дело не с описанием реально произошедших событий, а с традиционным изображением этих событий. В « Слове…» « Бишася день , бишася другый Третьяго дни,к полунию падоша стязи Игоревы». В былинах: «Он ведь суточки бил силу, други пошли, други-то пошли сутки, третьи пришли. Он добрался до самого царя Калина» Каким-то чутьём знает русский, что в былине « Садко» после троекратной закидки невода попадет рыба – золотое перо. Разбирая наши сказки, нельзя не приметить, что в них народ нашел некоторый особенный способ выражения числа три, которого придерживается неизменно и постоянно по всей Руси. Сюжет сказки « Сивка- бурка вещая каурка» состоит в том, что умирая, отец велит трем .братьям стеречь его могилу три дня. Старшие братья просят младшего заменить их. Вышедший из могилы отец награждает третьего младшего сына чудесным конем с трехцветной окраской: сивой, бурой, каурой. Сивый - по цвету серый и седой с примесью белесоватого, близок к белому цвету. Бурый - черный с коричневым отливом – темный, черный. Каурый - рыжеватый, сходен с красным цветом. Эта триада белый, черный, красный и определяет необычный окрас Сивки – бурки вещего каурки. Вспомним, что цвет нас: 1- возбуждает, восхищает 2 –оставляет равнодушным, 3- подавляет, отталкивает. Распределим три ахроматических цвета и красный на: Положительный Нейтральный Отрицательный Белый Серый Черный Алый Красный Багровый Цвет связан с отрезками времени: белый- с днем, черный – с ночью, а серый цвет утра часто заменяют красным цветом зари. Три цвета связаны с тремя зонами мироздания: небесный мир - белый, подземный – черный, земной - средний между белым и черным т.е. серый. Благодаря выдержанному единству: положительное, нейтральное ,отрицательное в числе три достигается полная гибкая система. В начале цепи показана положительная (или отрицательная) черта, она заменяется в середине на нейтральную, а в конце происходит скачок и картина меняется на противоположную .В крестьянских семьях было много детей, но в сказках всегда три сына. «У старинушки три сына Старший умный был детина Средний сын и так и сяк Младший вовсе был дурак.» В сказках хорошо просматриваются зеркальные превращения с переменой черт. В начале сказки Иванушка- дурачок грязный неумытый(отрицательная черта) преображается в красавца(положительная черта),пройдя нейтральную стадию : влезет в ухо коня , прыгнет в котел с горячей водой и т. д. Цель числа три- преобразовать неудобные в обращении сущности в число.Числом три характеризуются события, явления мира, которые имеют ритм, отличаются периодичностью, зеркальным превращением в схеме постоянного повтора(т.е. диссиметрией) ,благодаря выдержанному единству противоположностей.В христианстве приход системы представлений триединство Отца – Сына –Святого Духа влечет новое видение мира, которое лучше объясняет действительность . Татьяна.


P.L.: zinchenko_tanya пишет: цитатаПочему бог триедин? Зачем богу иметь число? Я же говорю, что Вы проповедуете оккультную муть. С точки зрения, христиан троичность Бога - не мифопоэтический образ и не символ чего бы то ни было, а эмпирический факт.

zinchenko_tanya: Причем здесь «эмпирический факт»? Прочитайте внимательно.Слово три не только знак, указывающий на количественное понятие,оно живописует самые характеристические оттенки событий и особенности явлений.Вот и всё.» Вы пишите,мой ангел, письма на четыре страницы, быстрее,чем я успеваю их прочитать«Татьяна.

P.L.: zinchenko_tanya пишет: цитатаВы пишите,мой ангел, письма на четыре страницы, быстрее,чем я успеваю их прочитать« Это Вы сами с собой разговариваете? zinchenko_tanya пишет: цитатаПрочитайте внимательно.Слово три не только знак, указывающий на количественное понятие,оно живописует самые характеристические оттенки событий и особенности явлений. В «Слове» возможно. А какое это имеет отношение к Троице?

zinchenko_tanya: Кто изображен на иконе Андрея Рублева «Троица» неизвестно. В исследовательской литературе существует несколько гипотез: 1)на иконе изображены три человека символизирующие собой образ св. Троицы. 2)изображены ангелы, как образ и подобие Троицы. 3 изображен Иисус Христос и два ангела. 4) на иконе изображены Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Были попытки дать всевозможные объяснения символики иконы. Я же отметила, что с давних времен у человечества была попытка свести в единую систему наличия универсальных законов бытия ,всего сущего. Роль инструмента познания играла математика, а число три как нельзя лучше приспособлено для изучения структуры системы, чтобы понять каким образом явления вписываются в систему мира. Обратимся к истории, в «Апокрифах древних христиан» читаем « В Евангелии от Матфея, как некий господин, отправляясь в чужую страну, дал трём своим рабам таланы серебра. Один из них умножил богатство, другой спрятал серебро ,а третий растратил всё данное ему с блудницами.» Оценка господина была различной, но она укладывается в универсальные законы , связанные с числом три. «Того раба, который умножил богатство господин принял с радостью (положительная оценка), другого только укорил (нейтральная), а третьего отправил в темницу (отрицательная)» «Апокрифы древних христиан» Москва Мысль 1989 стр59. В триединстве я ищу идею гармонии мира и непременного наличия универсальных законов, возможность свести в единую систему всё многообразие окружающего мира. Татьяна.

P.L.: zinchenko_tanya пишет: цитатаКто изображен на иконе Андрея Рублева «Троица» неизвестно. В исследовательской литературе существует несколько гипотез: 1)на иконе изображены три человека символизирующие собой образ св. Троицы. 2)изображены ангелы, как образ и подобие Троицы. 3 изображен Иисус Христос и два ангела. 4) на иконе изображены Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. В какой «науке» существуют эти «гипотезы»? В оккультной? Или в теософии? Вдумайтесь, как могут три человека символизировать «образ св. Троицы»? Кто и когда высказывал подобную ахинею? Ссылки, пожалуйста! Пункт 2 и 4 НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ друг другу: это были лица св.Троицы, явившиеся на землю в виде ангелов. Пункт 3 - это АХИНЕЯ. Какой Христос до ВОПЛОЩЕНИЯ??? Кто и когда высказывал это идиотское предположение в ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ литературе? zinchenko_tanya пишет: цитатаБыли попытки дать всевозможные объяснения символики иконы Чтобы объяснять символику иконы, нужно знать иконографию и богословие иконы. Понимаете? Иначе толкования будут слесарными.

zinchenko_tanya: Советую прочитать: Либерий Воронов (профессор - протоиерей), Андрей Рублёв - великий художник Древней Руси, - Богословские труды,№14 М., 1975, стр.77 - 95. Архиепископ Сергий (Голубцов) Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублёва, - Богословские труды, №22 М., 1983, стр. 3 - 67. Ветелев А. (профессор – протоиерей) Богословское содержание иконы «Святая Троица», - Журнал Московской патриархии, 1972 г № 8с.63-75, № 10с. №22 М.,1983 с 3-67. Салтыков А.А. Иконография «Троицы» Андрея Рублева, - Древнерусское искусство 14 -15вв, М 1984,стр. 77-85. За «базар» отвечаю, слесарь Татьяна.

P.L.: И кто из них изложил приведённые Вами «гипотезы»? Не надо обижаться, Татьяна, просто любой тезис нужно аргументировать.



полная версия страницы