Форум » История Древней Руси » ЛЕТОПИСЬ ГРИГОРИЯ ГРАБЯНКИ или О ХАЗАРАХ НЕ ПО ГУМИЛЕВУ » Ответить

ЛЕТОПИСЬ ГРИГОРИЯ ГРАБЯНКИ или О ХАЗАРАХ НЕ ПО ГУМИЛЕВУ

SS: ЛЕТОПИСЬ ГРИГОРИЯ ГРАБЯНКИ (перевод с украинского, перевод машинный через ProLingOffice с некоторыми моими коррекциями, возможны неточности) О НАЧАЛЕ ИСТОРИИ КОЗАКОВ И ОТКУДА ИХ НАЗВАНИЕ ПОХОДИТ, ОТ КАКОГО ПЛЕМЕНИ И РОДА; КОРОТКО И О ДРЕВНЕЙШИХ СОБЫТИЯХ, С НИМИ СВЯЗАННЫЕ Народ руский, прозванный казаками, имеет древнейшее происхождение от скифского рода, - который , как говорят , жил возле гор Аланские Алани, возле реки, которая протекает через Бухарскую землю в Хвалинське море, - от хозар, которые происходят от первого Афетового сына Гомера. После того, как эти древнейшие Гомери или Кимери или Цимброви ушли от Азовского (Кимерийского) моря на север и на запад, то разделились они на Литву, на Жмудь, на Готов, Швенов и другие народы, и осели они в тех краях. Эти Алано-Хозары – есть народ славянский и от прародителя Афета происходит. Со временем размножились они и расселились на берегах Дона-реки, которые отделяет Европу от Азии, а потом и в Европе многие земли завевали, а поселились в Таврии (ныне Крымом прозывается), оттуда пошли к Днепру, и вышли за Днепром к землям, которые лежат выше Черного моря, где стоят ныне Очаков и Белгород, дошли даже до Панонии и там дали начало другим народам, которые тогда прозывались аварами. А те же , что остались в Азии, те кто расселились вплоть до Волги и дальше, аж за Волгу, за Яик, за Якубу и Козар-Реку. Те же, что остались вблизи Хвалинского моря взяли себе название Болгар и спустя некоторое время заволжских татар подчинили, а потом, поскольку татары кровавой платой отплатили им за неволю, ушли к Дунаю и где-то года 660-го болгарами прозывались. Опасаясь их соседства, греко-римский кесарь Костантин Великий (уже четвертый, что носил это имя) пошел войной на болгар, но они его разбили и из земли своей погнали так, что он едва успел спрятаться в Константинополе... Так болгары, сразу же после прихода, победно на новых землях жизни начали, а закрепившись в тех краях, еще не раз и после ходили походами против греко - римських кесарей и бывало, что побеждали, а случалось, что и сами побежденные были, и так аж до тех пор, пока над ними не воссияло (еще во времена патриархов царгородских Фотия и Михаила Керулария и пап римских Льва третьего, а после Сергея) свет православной веры. Эти Алано-Хозары во время господства кесарей римских Тита и Веспасиана, года семидесятого по рождеству христово, провели их через каспийские степи в царство Гирканськое, завевали Мидию и Армению, взяли там богатую добычу и беспрепятственное назад возвратились: после же, польщенные мздою, еще долгое время римлянам служили, а римляне за их мужество и неслыханную отвагу в битвах, их уважали и чтили и бесчисленными дарами вознаграждали. Имел тот народ обычаи грубые и жестокие, и жил странствуя из места на место ради пастбищ стадам своим; питались грубым мясом невареным, хлеба же не то что не знали, а даже и представления о нём не имели. Не обольщались они ни золотом и серебром, ни ценными камнями, которые у других народов в почете были. Единственно чем они занимались, так это неутомимо рыцарской победам учились, и были они настолько храбрые и настолько страха не знали, что каган хазарский - царь их - был страхом для всех народов их окружающих. О храбрости народа того немало в летописях греческих и римских писалось, так как не раз и Киру, царю персидскому, и Александру Великому и Августу Римскому помогали они в их походах и в усмирении государств мира сего. А крепчайшей твердыней их и пристанищем были земли, которые с одной стороны омывались Белым морем, а с другой стороны, как свидетельствует Ботера, Меофийским озером, которое омывало Таврику.

Ответов - 4

SS: Эти земли издавна прозывались Хазарией, а люди тамошние - хазарами; край тот необыкновенный и словно бы самой природой создан для неприступности, поскольку от земли совсем крохотной плотиной отделенный и потому простирается этот остров длиной в двацать и шириной на десять миль; в сторону, что обратная к Югу, он делится надвое и создает морской залив, при устье которого стоит большой город, прозванный Кафой, которой не только для проживания людей пригоден, а хорош еще тем, что может служить пристанью для тьмы тьмущей кораблей. Эта земля может прокормить столько люда, что и вообразить тяжело, поскольку плодоносная не только для жизни человеческий, а и на пастбища стадам их. Не малую пользу имели хазары и из моря Азовского, которое простиралось (по свидетельству землемеров) миль на двести, и которое протоком моря Кимерийского, проходом в милю, соединяет Азовское и Черное моря, имея с одного стороны город Керчь, а с другой Тамань; и ниже есть вышеупомянутое Азовское море, поскольку река Дон непрестанно несет свои воды к нему, скорее пресные, чем соленое, то и в его глубинах невозможно найти рыбных богатств, если вот пресные воды с Белоге моря (?) и воды Черного моря там сходятся, то и создают они жителям тем богатства бесчисленные и невыразимую словом пользу. Пользуясь теми богатствами, каган всегда мог силу воинства собирать и при себе держать эту силу и с их помощью сильно обогащался, продавая, что завоевано было Константинополю, а то и дальше. Торговал конями, скотиной, овцами, продавал шерсть, хлеб, масло, кожу, рыбу вяленую, осетрину, икру, соль и другие товары. Богатства того края не раз оборачивались подспорьем и в битвах, так как же именно Кубанью, Доном, Днепром, Днестром-Дунаем, морем и полем шло воинство к месту сбора, и наполнялось море тысячами кораблей, а земля конницами и так неожиданно появлялись они под стенами Царьгорода. Не пряча в себе силы своей, ходили они походами, возглавляемые старейшими рода. Прозывались эти старшие на всех землях ихних каганом, сирич царем; и кто-то из них (имя его через давность лет летописи не называют или по другим причинам забвению отдают) года 600, двинул походом от Азовского моря, покинув насиженные места, с сильным войском за Дунай; его с почетом поздравляли короли аварцев и гуннов, он был принят царем всех западных стран, завоевал греческие земли, пошел на Венецию, и на Истрию и построил город Форум Юлиум, воспользовавшись помощью вдовы Ромильди, благоверной Агилюлпа, князя лонгобардов, которая хотела стать ему женой и ластилась к нему. Такой неверности не утерпев и гнушаючись ее льстивости, каган, который более всего уважал женскую верность, приказал ее посадить на кол, сказавши: «вот какого мужчины ты достойная ». Узнавши, что Приск - воевода греческого кесаря Маврикия – пошел походом на его землю, и он возвратился домой в Панонию. Тот Приск за два года перед этим, победил одного из вождей каганових, однако каган не учел то и не отомстил за несправедливость, и проявил к Приску благосклонность. А произошло все это так. Каган узнал, что вот-вот должны наступить день воскресения господнего, а воинство греческое свято встречает без продовольствий совсем, и он сжалился и послал к ним вестника и предложил им взять хлеб у него. Приск согласился, снарядил несколько десятков телег и взял продовольствие для войска из запасов каганових и безбоязненно и привольно отпраздновал с воинством праздник светлого воскресения Христова. После же, тронув от римского лагеря, каган взял город Дризипару и, разорив его сжег его до тла; и именно после этого Царьгород все время находилось в таком страхе большом, что Маврикий, кесарь греко-римский, вынужден был отправить к кагану одного из членов своего синклита, мужа честного и большого по имени Армазон, с дарами и почестями, лишь бы тот вымолил у кагана мир для греков и римлян. Муж тот, выполняя веление царское, пришел в стан славян и предложил множество даров, попросил у кагана мира и упрекнул, будто тот злоупотребляет удачей, которая по сей день помогала ему. Каган же в ответ сказал: «Удачей, - говорит , - как раньше так и сейчас я пользуюсь в меру и помню сколько наших воинов голову сложили в походах и именно поэтому считаю, что удача вещь капризная, а против вас я стою, не как супостат ваш, а как противник, который только славы желает, а по сему дары эти, что кесарь ваш с вами передал, не принимаю и хочу только, что бы за каждого пленника, кесарь ваш дал мне по выкуп, по динару за каждого. Этот ответ кагана Армазон по возвращении передал кесарю, а Маврикий, пренебрежением одоленный, поразмислив решил, что если такой выкуп давать, то лучше совсем не платить. Каган же, узнав о решении царском, рассердился и приказал всех Маврикиевих пленников казнить, а с других греко-римских подданних взял выкуп большой и ушел домой. За пленников же, уничтоженных через скупость царскую, отомстила всесильная рука господняя, скосившая весь род Маврикиев, жену и детей, рукой Фоки - Изверга.

SS: А года 612 Хоздрой, царь персидский, пошел походом на греческую землю, Серею, Египет и Ливию, а оттуда с легко вооруженными отрядами не раз ходил дальше и немало неприятностей греко-римскому государству натворил. И так донял, что сам царь Ираклий пошел против него. В намеченный поход отправляясь, он поручил надзор за своим сыном Сергею, патриарху Костантинопольскому, Бононию- Патрикию и кагану хазарскому, королю аварскому, что на это время уже с ним помирился и жил в любви и согласии, оставив лучшую часть своего войска для обороны города, другую часть он взял с собой и пошел на Азовское море, в страну к отуреченным хазарам, прозванную Анатолией и уговорил их присоединиться к нему. Тогда же, перейдя горы перевалами вблизи Каспийского моря, ворвались в Персию под руководством Зебилия, второго человека в Хазарии после кагана. В городе Лазик к хазарам, которые беспощадно громили персидскую землю, присоединился и кесарь Ираклий. Зебил, с войском своим поклонившись ему, оставил во главе отряда в сорок тысяч отборного войска своего старшего сына, а сам возвратил домой. А Хоздрой, будучи вынужденным оставить коварно захваченные земли, ушел в свои каря и стал готовиться к обороне. Бился же он с Ираклием лет с двенадцать, но никак не мог одолеть Ираклия. Но зная, что тот каган не всегда держал свое слово, прислал к нему послов и перетянул на свою сторону, подговорив ,чтобы тот оставил греческого кесаря, примирился с его воеводой по имени Серварис и вместе с ним покорил войной греческую землю. Каган с охотой повелся на это и с большим хазарским и персидским войском пошел на стольный град Константинополь. И таки взял бы его, когда бы не был побежденный чудесной непреодолимой силой пресвятой богоматери, которая свой город, как судьбу собственную оберегает, о чем детально в синаксири пятой четвертого десятку рассказывается. После того страшного поражения хазаров под Костантинополем, хотя и силы хазаров стало меньше, окружающие их народы все же опасались бесчисленности хазарской. И потому их повелитель, царь греческий Лев Исавранин, года 630, в поисках мира, повелел своему сыну Льву Копрониму взять в жены Ирину, дочь кагана; со временем у нее родился сын Лев, прозванный хазарином и этот сын после отца своего унаследовал скиптер государства греческого. К этому кагану (хазарскому, Лев) года 640, король французский прислал своего посла Рихария с просьбой о помощи; тот посол, прибывая у кагана, как-то при случае заговорил о нечестивой идолопоклоннической хазарской вере. Каган же ему в ответ мудро сказал: «Вы, христиане, рабами божьими называетесь, а против воли его злобу неисповедимую создаете, вот именно поэтому бог ваш и разрешает, чтобы мы, неверные, гнев божий вам на мечах своих несли Вскоре же хазары, с греками помирившись по-христиански, начали от херсонян перенимать веру и породнившись с ними начали у себя православно - католический догмат проповедовать. И на том твердо стояли, но волей божьей земли их обессилели и тогда, года 888, Карл Великий, король французский, пошел войной на них во главе огромного войска на провадыря хазарского который воевал на Волге и разбил его и столицу его, вместе с двором его, который хорошо укрепленный был, взял. После же, боясь возрождение силы хазарской, да и вместе с тем опасаясь их, решил он уничтожить этот народ, захватил их царство, стольный град вместе со всем его народом разметал, так, чтобы и упоминания о хазарах в Панонии не осталось; взял там король франков столько добра и богатства, сколько ни одна война еще ему не приносила. Те богатства, взятые с побежденных и аваров заодно с каганами их, и принесенные сюда лежали много лет недвижымие, здесь же лежало и то, что было забрано у многих царей, кесарей и у самих франков, и то все собранное не за один год, а за одно лето погибло. Так народ словенский или же хазары, сперва наводивший страх на народов севера и юга, запада и востока перевелся после войны с французами, оставив нам, потомкам, только память о том, что хазары проживали в Панонии

SS: А далее, года 900 и те славяне, которые расселились вплоть до берегов северного моря-окиана и поселились за рекой Альбою взяли себе имя велятобов, сербов, оботритов, богемов, и они единого племени и народа есть, но только некоторыми обычаями и обрядами различались. Так вот всех их, предствлявших опасность для саксонов, цесар Отто единой битвой смёл, вконец победил и под свою руку забрал. И все это с помощью и через коварность одного единого вождя славянского, по имени Торгумир, который на щедрые дары и за большие посулы кесарские поласкался и решил кесарю землю словянскую его государству передать; и не будучи никак в возможности выполнить свое намерение, он с помыслом коварным пришел к внуку под город, который ныне Бранденбургом прозывается, а внук его, наилучший в делах военных среди князей, именно властвовал над тем городом. Вот его, этот отступник Торгомир, сделав вид, что хочет какое-то важное слово сказать, вызвал к себе в чистое поле и там, поймав, не медля смерти предал, а город и землю всю кесарю передал. С того времени и перестали славяне теми землями владеть, с того времени там пропал и народ славянский, переняв разные названия, как вот: Новая мархия (новая марка), Померания, Кашубия и т.п.. После уничтожения Карлом Великим славян и их каганов в Панонии, а на севере кесарем Отто, остались только те хазары, которые с давних пор проживали над Черным морем в Таврии, вблизи Азовского моря и вод Кимерийских вплоть до Анатолии. И хотя численность этого племени уменьшилось, тем не менее мужество их не оскудело. Они продолжали властвовать над Киевом и над другими рускими землями, щедрую дань с них собирая: по шкуре белки от каждого дома и по шелягу от плуга. И только когда Аскольд и Дир, Рюриковича воеводы (князя новгородского) пришли к Киеву и сели на стол княжеский в нем, только тогда прекратили платить дань хазарам. После них в Киеве княжил Олег, он забрал у хазаров Радомич и Север. После Олега киевским князем стал Игорь Рюрикович и потому, что на древлян такую невыносимую дань наложил, что даже превзошел хазаров, так он года 908 был забит древлянами и захороненный в граде Коростышеве. После него скиптер земли Киевской унаследовал его сын Святослав Игоревич, который ходил походом на Оку-Реку и на Волгу и, встретивши вятичей, которые именно хазарам дань платили, отвоевал их, чем и принудил хазарского когана идти против него войной. И Святослав, проявив в битве мощь и мужество, победил, стольный град Белую Вежу и уже на самих хазаров дань наложил: правда, Святослав победил только тех хазаров, которые по эту сторону Дона проживали, а остальные так и остались свободными. И вот теперь половцы и печенеги, будучи изгнанными французами из земель полунощних, вернулись эти открытые степные пространства и в течение долгих лет воюя с хазарами, чуть ли ни всех их истребили, а сами же на их землях поселились: печенеги там, где сейчас Ногайские татары, а половцы - в Таврии, выгнав сперва христиан оттуда; перебираясь со своими кочевниками из места на место, как нынешние татары, они ходили на и на Русь и немало горя приносили и много пакостей создавали. Но так и не сумев закрепиться на отвоеванных землях, решились они, как в свое время болгары, захватить земли заволжских татар и года 1212 пошли на Волгу, искать себе погибели, так как заволжские татары под руководством князя своего Мин-Гирея, вышли им навстречу с восьмидесятитисячним отрядом, так их в битве истребили, что лишь отдельные воины в живых остались. А Мин - Гирей, сразу же после битвы с печенегами и половцами, возвратил орду на их земли, завоевал и поселился на них. Захотев безбедно в своих землях властвовать, он перекопал рвом найважнешие места между Азовским и Черным морями, которое и ныне носит название Перекоп. Вот так хазары и исчезли в своих землях и перестали греков донимать, однако спустя некоторое время князья руские из Киева немало их государству неприятностей создали.


SS: После невзгоды той, тот самый скифский народ, который проживал за Хвалинським морем, возглавленный воеводой своим Батыем и снаряженный потомком Тамерлана, великого хана китайского, перешел Волгу с силой большой, и имея за Перекопом людей множество своего племени, и соединившись с ними, сперва с половцами в битве сошелся и победил их, а после и печенегов разбил на голову; так вот этот Батый забрал под свою руку их земли, а потом года 1248 пришел и на Русь, силу-силенну войска перебил, немало прекрасных городов с господнего позволения с землей уравнял и стольный град Киев безжалостно разорил. Покорив и разорив немало руских княжеств, тот нечестивый воевода Батый пошел с войском своим на запад и там так же беспощадно Польшу, Литву, Моравию, Мадьярщину и Шльнск завоевал. Встревоженные этим, властители западных земель собрались и отправились со своими войсками против Батыя и года 1247 сошлись с ним под городом Ленчицею, но были разбитые. А Батый приказал у каждого убитого воина отрезать ухо и тех ушей он проклятый нарезал пять мешков. Узнав об этом, вся Европа, в ежечасному страхе проживая, умолила папу Иннокентия четвертого послать законников римских-доминиканцев и францисканцев - к двору хана китайского в Квинзей лишь бы они заключили мир с христианам. За этих тяжелое время память о половцах и печенегах совсем пропала, а у хазаров-русов они мало что изменили: изменили название, вместо хазаров казаками именуются. Хотя Веспасиян Коховский и выводит название козаков от коз диких, поскольку во время битв проворство их уравнять можно и поскольку ловлей коз неутомимо занимаются, тем не менее, более убедительной выдается мысль Стриковского, который по-иному это название объясняет: козаки ведут свое начало от какого-то проводника Козака, стараниями которого не раз татары были битыми. Александр же Гвагнин от свободы это название объясняет, поскольку праотцы козацкие всегда по собственной воле с охотой на битву отправлялись, так же, как и козаки сейчас, не скрывая своей храбрости, из собственной охоты на войну идут; так как же волей движимые они малыми силами тьму-тьмущую ляхов побивали и едва не всю Польшу с боями пройдя, и Русь от тяжелого ярма господского освободили. Вот именно об этом освобождении, а заодно и о других казацких походах, в этой повести дальше наидостовернее скажем. Есть еще и другие, те, что возле Каспийского моря проживают, и те, которые являются одним из колен вишеупомняутого Забилия. Эти и поныне прозываются горными казаками. Они имеют своего хана, воинством избранного и имеют около тридцати тысяч люда, готового к бою, граничат они своими реками и поселениями с ханом киргизским и каракалпакским; однако нам не о них выпало рассказ повести, мы задумали рассказать о наших, о козаках руских.



полная версия страницы