Форум » История Древней Руси » О том как выглядел первоначальный рассказ о крещении Владимира » Ответить

О том как выглядел первоначальный рассказ о крещении Владимира

Николай Ф.: Обратим внимание на отрывок в речи Философа в Повести Временных лет: цитатаСказал же философ: «Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима научить вас вере своей. Вера же их немного от нашей отличается: служат на опресноках, то есть на облатках, о которых Бог не заповедал, повелев служить на хлебе, и поучал апостолов, взяв хлеб: «Сие есть тело мое, ломимое за вас...». Так же и чашу взял и сказал: «Сия есть кровь моя нового завета». Те же, которые не творят этого, неправильно веруют». Впервые употребление опресноков в евхаристической практике латинян называется незаконным в письме архиепископа Льва Охридского 1053 года (Лев Охридский. Письмо к Иоанну Транийскому//C. Will «Acta et scripta…». Leipzig et Marpurgi, 1868, с. 51-64). В русской церковной литературе произведения, содержащие обвинения латинян в использовании опресноков, появляются по-видимому в 1060-е гг. (трактат Льва Переяславского). На этом основании Речь Философа датируется второй половиной 11 века и часто рассматривается как вставка в Древнейший свод. Никому кажется не пришло в голову, что вставкой может оказаться прежде всего данный отрывок о немцах. Каковы основания? Всего лишь «оговорки»… Опускаю ненужные рассуждения и показываю логику первоначального текста А. Рассказ о выборе веры начинается с прихода болгар: цитатаВ год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету». Б. Последним пришел философ из грек, но на самом деле явно вторым: цитата«Затем прислали греки к Владимиру философа, так сказавшего: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру». В. Третьими пришли хазары: цитатаУслышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Вывод 1: это и есть первоначальный рассказ. Вставками являются: 1) рассказ о приходе немецкого посольства 2) рассуждение философа об опресноках. Вывод 2: рассказ был записан до церковного раскола 1053 г. Там говорится лищь о христианах. Немцы не выделяются в отдельную веру. Вывод 3: Рассказ о посылке посольств Владимиром в разные страны для испытания веры – также является позднейшей вставкой. Причем целиком и по двум основаниям: Основание 1. Упоминание немцев – позднейшая черта. Если же считать расказ о путешествии в «немцы» вставкой, то распадается весь сюжет, так как о посольстве в Хазарию тоже не упоминается. Основание 2. Рассказ о посольстве конечной фразой крепко привязан к легенде о крещении Владимира в Корсуни. цитатаИ спросил Владимир: «Где примем крещение?». Они же сказали: «Где тебе любо». Если речь шла о более древней Киевской версии. Вопрос был бы бессымысленным – у Владимира фактически не было выбора (в Киеве или в Василеве?). Этот вопрос является какбы «предварительной» ременисценцией другого отрывка: цитата«Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят - в Василеве, а другие и по-иному скажут». И служит для перехода к рассказу о крещении Влаимира в Корсуни. С ув. Ник.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

Александр: Maxim Litvin пишет: цитатаВот именно, что заставил - т.е. реформа была, была попытка создать какую-то унифицированную веру для всех Не сочтите этот ответ за придирку, но лично мне не совсем нравится слово реформа. Еще раз повторяю, не княжеское это дело придумывать под себя пантеоны, этим даже волхвы не занимались, я бы назвал это узурпацией. Maxim Litvin пишет: цитатаМне кажется, что в летописи указаны не все кумиры, которые он установил - просто к моменту написания помнились в основном местные (южные) боги, а остальные не были вписаны (Велес, Сварог и др.) Не согласен с этим, в той же летописи, только по тексту ранее, приводятся клятвы руссичей и византийцев, не может же быть, что десяток строк назад помнили Велеса, а тут забыли. К тому же здесь я отвечал на ваш постинг, где вы писали: Maxim Litvin пишет: цитатаЯ думаю Вы не будете отрицать, что при Владимере язычество воспряло и еще более усилилось Так вот не воспряло и не усилилось, а наоборот. Ослабло!!! Maxim Litvin пишет: цитатаИменно из-за этого раскола Владимир стал искать веру, которая была бы чужой для всех и тем самым всех объединила. Сам раскол создал и в кусты. «А кто не примет крещения - есть враг мне» - мудро, очень мудро, 90% населения в одночасье стало врагом князя киевского. Это вы называете объединением? Если он так мыслил, то это очень своеобразное мышление. Maxim Litvin пишет: цитатаВ Беларуси есть очень интересное капище около д.Тётча - оно идеально сохранилось. Состоит из 12 огромных валунов-алтарей поставленных в круг, но посвящено 1 божеству - Тётке. Тётка - божество урожая и плодородия. Т. е. Макоши, по всей видимости. Абалдеть, а какие-нибудь фотки есть, буду очень благодарен, мой адрес shura@colla.lv . С Уважением, Александр

Святич: Maxim Litvin пишет: цитатаКак мне известно кривичи считали главным богом Сварога, вятичи - Велеса, поляне - Перуна. Вам это известно? Значит вы обладаете некими сведениями, неведомыми ни одному историку. Maxim Litvin пишет: цитатаА тут мы имеем дело с пантеонном в котором ИМХО собраны главные боги всех племен государства Владимира. Я думаю Вы не будете отрицать, что при Владимере язычество воспряло и еще более усилилось. На счт ИМХО - это вы верно. А на счёт усиления язычества - то я бы скорее говорил о реставрации. После Ярополка, которого есть все основания в христианстве подозревать. Maxim Litvin пишет: цитатаК тому же в летописи указывается, что именно Владимир поставил этих идолов. Не думаю, чтобы в таких городах как Киев и Новгород до Владимира не было капищ. А вот в том-то и дело, что после Ярополка капища в Киеве могло и не стать. Maxim Litvin пишет: цитатаПричем ему было все равно - крестится или принять какую-нить другую веру. Просто Василий предложил выгодный вариант. Если бы кто-то предложил более выгодный, то была бы у нас другая вера. А в чём выгода-то? Ну вот что реально получил Владимир от Византии? Maxim Litvin пишет: цитатаВы совершенно правы, киевские князья каждый год по несколько раз выходили к порогам - провожали и встречали караван купцов, Здасте, приехали... Вот делать больше князьям было нечего. Кстати, замечу, Иаков говорит только об одном таком путешествии Владимира. Что, более караванов не было?

Александр: Приветсвую!!! Святич пишет: цитатаНу вот что реально получил Владимир от Византии? Бабу и головную боль




полная версия страницы